Примерное время чтения: 7 минут
678

История – это не скучно. Педагог школы № 1210 – о своём предмете

Сюжет Газета «Мой район»: Щукино. Выпуск №7
Евгений Кошелев.
Евгений Кошелев. / Юлия Замятина / АиФ

Завершился очередной конкурс «Учитель года», где выбирали лучших педагогов каждого региона и потом страны. А ведь в нашем Щукине тоже есть учитель, который в 2018 году стал финалистом конкурса «Учитель года Москвы». Это преподаватель истории школы № 1210 Евгений Кошелев. Корреспондент газеты «Мой район» побеседовала с одним из лучших учителей столицы.

Герои и злодеи

Юлия Борта, «Мой район»: Евгений Владимирович, почему стали учителем?

Евгений Кошелев: Прадедушка был учителем истории. В разговорах и воспоминаниях о нём в семье часто заходила речь о его профессии. Как-то сама собой возникла любовь к истории.

– Не так давно ввели новые стандарты преподавания истории. Что изменилось?

– Новый историко-культурный стандарт изменил некоторые традиционные подходы к русской истории. Например, понятие татаро-монгольского ига заменили на систему зависимости Руси от Орды. Кроме того, сдвинулись на чуть более поздние сроки временные рамки Смутного времени. Считается, что Смута наступила не сразу после смерти Фёдора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей, а в годы правления Бориса Годунова. Именно в это время усугубился социально-экономический кризис, и в Россию вторглись войска Лжедмитрия I. Если раньше рассматривали отдельно Февральскую революцию 1917 года, а потом Октябрьскую, то сейчас весь этот период в целом называется Великой русской революцией. С точки зрения преподавания истории как довольно сложного предмета стало проще объяснять детям закономерности развития событий.

– А остались ли трудные вопросы? Например, Сталин, Иван Грозный, кто они были – злодеи или создатели крепкого государства?

– Современное преподавание строится на том, чтобы дети могли посмотреть на явление, личность, процесс с разных сторон, поучаствовать в дискуссии, научились отстаивать ту или иную точку зрения. Мы не говорим, что вот этот деятель был плохой, а тот хороший. Мы ищем в исторических личностях, событиях и положительные, и отрицательные стороны. К слову, в ЕГЭ по истории есть задание, где ученику нужно привести аргументы для обоснования позиций «за» и «против». Исторический процесс – это не генеральная линия, когда история идёт чётко заданным путём. В разные моменты она могла пойти, а порой и шла, совершенно по-другому. И ребята на уроках очень любят предположить, а что было бы, если бы всё сложилось иначе…

– В рамках программы «Мой район» в школах активно идёт внедрение различных интернет-ресурсов. А вы их используете в работе? Сейчас всё активнее попытки переписать историю, особенно итоги Великой Оте­чественной войны. Как сохранить историческую правду и передать её детям?

– Последние год-два Главархив Москвы в оцифрованном виде выкладывает в МЭШ различные документы той войны – письма, приказы, фотографии и пр. Это очень помогает учителям. В Москве ежегодно проходит интересный конкурс мультимедийных презентаций «История моей семьи в истории страны». На примере тех материалов, которые хранятся дома, учащиеся прослеживают, как история страны отразилась на истории каждой семьи.  Важно, чтобы ребёнок соприкоснулся с тем наследием, которое оставило то или иное событие. Например, если мы говорим о Великой Отечественной войне, то важно показать, как она отразилась на истории семьи каждого ребёнка. Москва предоставляет большие возможности для изучения истории. 

Учитель истории Евгений Кошелев считает,  что важно вытащить детей за рамки шаблонного понимания истории, однозначных суждений:  что хорошо, а что плохо, кто герой, а кто злодей.
Учитель истории Евгений Кошелев считает, что важно вытащить детей за рамки шаблонного понимания истории, однозначных суждений: что хорошо, а что плохо, кто герой, а кто злодей. Фото: АиФ/ Юлия Замятина

Недетские вопросы

– В истории было много кровавых страниц. Нужно ли рассказывать про ужасы войн, репрессий детям?

– Во всём нужны осторожность и чувство меры. Но и ретушировать и замалчивать это нельзя.

– Дети задают неудобные или не­ожиданные вопросы?

– Обычно не предполагаешь, что дети активно интересуются процессами, происходящими в стране и в мире. Иногда на перемене подходят и задают вопросы: «Почему так случилось?» Им интересно разобраться в информации, которую они находят в СМИ, социальных сетях, особенно если дома не получают ответа. Здесь учителям надо быть крайне осторожными, чтобы не навредить. Ни в коем случае не навязывать своё мнение, а рассказать, что у каждого процесса есть разные стороны, у людей с каждой стороны свои аргументы. Это позволит ребёнку сформулировать своё мнение.

– Сейчас всё время говорят, что нынешнее поколение детей другое. А какое оно?

– Нынешнее поколение меньше нам доверяет. Раньше глубокое историческое образование возвышало учителя как источник уникальных фактов. Теперь многое дети могут найти сами, а то, что говорим, запросто перепроверить. Через повышенное требование к себе как к учителю растёшь профессионально.

Как помочь ребёнку подготовиться к ЕГЭ по истории?

Советы учителя истории школы № 1210 Евгения Кошелева.

Будущие выпускники уже определились, какие предметы будут сдавать на ЕГЭ. Традиционно историю выбирают немного ребят. Но этот предмет необходим для поступления на некоторые престижные факультеты. Как помочь ребёнку подготовиться? 

- История – это предмет, который, как и литература, «начитывается». Чем больше читать исторических книг и документов, интересоваться культурой разных стран и эпох и вникать в сюжеты произведений, тем больше будет формироваться эрудиция, которая обязательно поможет на экзамене.

- Важно заинтересовать ребёнка, чтобы он захотел прочитать что-то серьёзное. Поэтому подойдут и классические исторические романы, например, Валентина Пикуля, роман «Пётр I» Алексея Толстого, «Дмитрий Донской» Сергея Бородина, «Ледяной дом» Ивана Лажечникова и другие. 

Важно только, чтобы юный читатель видел и понимал, где историческая правда, а где вымысел. Конечно, в этом может помочь учитель. 

- Почти в каждом учебнике истории в конце есть список рекомендованной литературы для каждого класса. Им тоже нужно пользоваться.

- История есть история. От запоминания важных дат и событий никуда не деться. Их нужно знать, чтобы пользоваться ими и на экзамене, и в реальной жизни. Ведь если не знаешь факты, то анализировать, как они между собой связаны, крайне тяжело.

- Можно найти в интернете и посмотреть документальные исторические фильмы. Их в последнее становится время всё больше, причём хорошего качества. 

Например, есть великолепная документальная картина Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Во времена детства многих нынешних родителей учеников она была школьным культурным минимумом. Стоило лишь увидеть этот фильм, чтобы осмыслить и получить прививку от национализма и прочих злодеяний. Сейчас учителя могут показать его только с письменного согласия родителей. Но это делать нужно. Он один заменяет многие тома рассказов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах