Примерное время чтения: 6 минут
443

Рустам Ибрагимбеков: «Сердце моё принадлежит Раменкам»

Сюжет Газета «Мой район»: Раменки. Выпуск №5
Рустам Ибрагимбеков – почётный гость фестиваля «Хрустальный источникЪ», где ему вручили кубок «За высокое служение кинематографу».
Рустам Ибрагимбеков – почётный гость фестиваля «Хрустальный источникЪ», где ему вручили кубок «За высокое служение кинематографу». / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Лауреат Госпремии РФ Рустам Ибрагимбеков – человек легендарный. Достаточно сказать, что именно он написал сценарий воистину народной картины «Белое солнце пустыни», отметившей 50-летие зрительской любви. Помимо этого Рустам Мамедович – сценарист более 40 других легендарных фильмов, среди которых «Утомлённые солнцем», получившие «Оскара» и Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, «Урга. Территория любви», удостоенная главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев». Сегодня 80-летний сценарист ведёт, как и прежде, активный образ жизни, вернулся с фестиваля популярных киножанров «Хрустальный источникЪ», где почётному гостю вручили кубок «За высокое служение кинематографу». Знаменитый сценарист рассказал корреспонденту газеты «Мой район» о своей любви к Раменкам, где находятся его любимые «Мосфильм» и МГУ имени М. В. Ломоносова.

Увидел настоящий киномир 

Ольга Шаблинская, «Мой район»: С фильмом «Белое солнце пустыни» произошла интересная история. Руководство Экспериментальной творческой киностудии «Мосфильма» не устроил сценарий Андрона Кончаловского и Фридриха Горенштейна, и вас с Валентином Ежовым пригласили спасать ситуацию – «плести» новый сюжет. Какое впечатление на вас произвела киностудия?

Рустам Ибрагимбеков: Что касается «Белого солнца пустыни», на сегодняшний день главная моя заслуга в том, что я живу дольше всех создателей этого фильма (смеётся). А «Мосфильм» на меня произвёл тогда ошеломляющее впечатление. Во-первых, я вдруг увидел настоящий Киномир. Походил по павильонам… Это было что-то потрясающее. Я ведь до этого был только на «Азербайджанфильме» и Одесской киностудии. А тут «Мосфильм» – настоящее государство. До этого на «Азербайджанфильме» снимали картину «В этом южном городе» по моему сценарию. Режиссёр мне сказал: «Может, ты возьмёшь псевдоним? С фамилией Ибрагимбеков тебе будет трудно». Я спросил: «Какой псевдоним вы предлагаете?» И мне предложили новое имя – Рустам Закаспийский. «Нет, спасибо, я останусь Рустамом Ибрагимбековым». И должен вам сказать, что никогда об этом не пожалел, на «Мосфильме» ни разу не ощутил неприятия. Когда на «Мосфильме» принимали дипломный фильм Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» по моему сценарию, где играли Сергей Никоненко, Наталья Аринбасарова, Александр Кайдановский, один редактор, думаю, не очень грамотный, сказал: «Я не знаю, на каком языке пишет Ибрагимбеков». На что Никита ему ответил: «А вы почитайте его книгу – и поймёте. Вы мало читаете, по-моему». То, что я писал, было достаточно остро с точки зрения азербайджанских властей, и только благодаря поддержке московского писательского сообщества я реализовался как писатель. С удовольствием живу многие десятилетия в Москве и абсолютно верю в дружбу народов.

Что же касается любимых мест в столице, обожаю район Воробьёвых гор, Университет. 

– Почему?

– Я прожил там много лет в общежитии МГУ в главном здании. И даже пару лет, когда комнаты делили на мужские и женские зоны, жил в женской зоне, поскольку жена моя была аспиранткой МГУ, а я был аспирантом Академии наук. Я очень люблю Воробьёвы горы, это лучший район Москвы! Удивительная вещь, но я отчётливо помню Воробьёвы горы ещё с подросткового возраста. Когда мне было 14 лет, отец привёз в столицу студентов на практику – он был географом, вёз своих учеников через Москву на Урал. И Москва тоже входила в учебную программу практики. Он показывал студентам и мне столицу, и я был поражён просторами и видами окрестностей Университета. Тогда, в 1953 году, на склоне Воробьёвых гор открывали комплекс из четырёх трамплинов и канатную дорогу, соединившую спортивные объекты с набережной. Для меня это было что-то невероятное. Смотрел я и знаменитую в то время детскую пьесу «Воробьёвы горы». В общем, очень многое у нас формируется в детстве. Поэтому сердце моё принадлежит Раменкам.

«Великие города именно так и построены!»

– Кстати, по поводу Никиты Михалкова. Благодаря вашему сотрудничеству появились на свет фильмы «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Урга. Территория любви». Но потом между вами пробежала чёрная кошка. Восстановились ли ваши отношения?

– У меня никогда не портились с ним человеческие отношения, и никогда не портились отношения наших семей. Если я ему чисто как человек, товарищ понадоблюсь, я всегда к его услугам. И, надеюсь, наоборот. Мы с ним разошлись крайне разными точками зрения на то, что такое общественная деятельность, после избрания его руководителем Союза кинематографистов России. Естественно, это отразилось на наших творческих отношениях: если ты конфликтуешь с человеком, довольно трудно с ним работать. 

– Вернёмся к столичной теме. Рустам Мамедович, как считаете, в какую сторону столица меняется в последние годы?

– Я не разделяю точку зрения тех людей, которые считают, что Москву варварски разрушают. Объясню почему. Когда Эйфель построил башню в Париже, его все критиковали, говорили, что это монстрообразное сооружение, чудовище. А сейчас все гордятся Эйфелевой башней.

Всякое новшество является поначалу «Эйфелевой башней»! Тем не менее кто не рискует, тот ничего не достигает. Мне нравится, что сделали с Садовым кольцом. Сперва я смотрел иронически на пешеходные зоны – голые, пустые тротуары. А сейчас москвичи гуляют там! Мне нравится, что кольцо засадили деревьями и оно стало Садовым. 

– Сейчас активно работает программа «Мой район». В городе стали развивать самые удалённые участки и окраины, теперь там есть свои театры, концертные залы... 

– Так должно быть! Все великие города мира именно так и построены! Потому что раньше районы столицы были спальными и дети говорили: «Мама, когда поедем в Москву?» Во всём мире, живёшь ли ты в маленьком городке или большом, огромной разницы это не составляет, везде есть насыщенная культурная жизнь. Здорово, что сейчас Москва везде, а не только в центре. Здорово, что районы развивают, они становятся самодостаточными: там будут свои театры, свои кинотеатры. Меня эти изменения очень радуют. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах