Примерное время чтения: 4 минуты
1380

Секретная платформа. Чем уникален Северо-Западный тоннель под Крылатским?

Сюжет Газета «Мой район»: Крылатское. Выпуск №6
Диспетчеры круглосуточно следят за ситуацией в тоннеле с помощью десятков мониторов.
Диспетчеры круглосуточно следят за ситуацией в тоннеле с помощью десятков мониторов. / Максим Денисов / mos.ru

Северо-Западный тоннель, проходящий под Крылатским, в своём роде уникален. Это огромная автоматизированная и роботизированная транспортная система, оснащённая камерами-детекторами, датчиками загазованности и системой пожаротушения. 

Тоннель состоит из трёх автономных ярусов. По верхнему мчатся автомобили. Нижний предназначен для передвижения поездов Арбатско-Покровской линии метро. В среднем ярусе находится всё необходимое оборудование и коммуникации. 

Это самый длинный московский тоннель, его второе название – «Серебряноборский». Начинается он на перекрёстке улиц Крылатская и Осенняя, а заканчивается в Троице-Лыкове (район Строгино, СЗАО). Длина этого уникального сооружения более 3 км, а глубина достигает 44 м. Развитие транспортной инфраструктуры – часть концепции программы «Мой район».

Как найти загадочную станцию «Д»?

В тоннеле проходит часть самого протяжённого перегона подземки «Крылатское» – «Строгино»: расстояние между этими станциями более 6,5 км. В тоннеле есть небольшая техническая платформа – станция «Д», которая, конечно, не обозначена на обычной схеме метро, и попасть туда обычному пассажиру не получится. Она была сооружена у южного портала Северо-Западных тоннелей и носит неофициальное название «Тоннельная». Станция представляет собой узкую платформу длиной 40 м вдоль каждого пути. Здесь оборудованы лестницы, ведущие на поверхность. 

Верхние ярусы тоннеля, по которым движутся автомобили, – это часть проспекта Маршала Жукова. Между двумя основными тоннелями есть малый – сервисный. Его протяжённость 1,5 км. Нужен он для инженерных коммуникаций, а в случае необходимости сюда даже можно эвакуировать людей. Самая верхняя часть тоннеля (сводовый ярус) предназначена для дымоудаления.

Большой брат

За такой сложной многоплановой конструкцией необходимо регулярное наблюдение. За непрерывным потоком автотранспорта в верхней части тоннеля следит «всевидящее око». Здесь всё под контролем: в цент­ральном диспетчерском пункте есть обширная схема всех систем тоннеля – пожаротушения, газоочистки, видеонаблюдения, оповещения. С камер наблюдения на автотранспортном ярусе изображение выводится на мониторы. Диспетчеры следят за движением и, если возникает авария, направляют на место происшествия специальный эвакуатор, который находится в постоянной готовности. На получение сигнала, отправку техники и эвакуацию транспорта в без­опасное место уходит, как правило, не более получаса. Коман­да диспетчеров наблюдает также за содержанием и эксплуатацией тоннеля, системами пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения, газоочистки и радарного конт­роля скорости движения.

Безаварийный тоннель

Начальник участка эксплуатации тоннелей большой протяжённости «Гормост-ТСБ» Фёдор Маху говорит, что чаще всего затруднения и нештатные ситуации происходят в выходные. По его словам, операторы могут в ручном режиме включить ещё и дополнительные вентиляторы, оборудованные для соблюдения требований и норм контроля за воздухом. Ну а если возникнет возгорание, автоматически сработают системы водяного и пенного пожаротушения. Диспетчеры при развитии такого сценария должны оперативно организовать и проконтролировать эвакуацию транспорта и ликвидацию последствий тушения.

Работу вентиляторов обеспечивает автоматизированная система управления технологическими процессами. Если в тоннеле повышается уровень загазованности, система конт­роля передаёт специальный сигнал.

Целых восемь трансформаторных подстанций подают энергию в вентиляционные камеры. Если на одном из вводов напряжение пропадает, оно автоматически включается на другом. Трансформаторные подстанции устроены так, чтобы тоннель работал безаварийно. Главный инженер участка Северо-Западного тоннеля Дмитрий Величкин уверен: «Если не будет непреодолимых катаклизмов, люди в тоннеле защищены на сто процентов».

Удобная транспортная инфраструктура – важное направление программы «Мой район».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах