5 октября в России отмечают День учителя. В преддверии праздника корреспондент газеты «Мой район» побеседовала с учителем начальных классов школы № 2101 в Филях-Давыдкове.
Юлия Муравьёва после школы поступила в 9-е педагогическое училище в Москве, а окончив его — на вечернее отделение Московского педагогического института им. Ленина. Сейчас она работает учителем начальных классов и администратором в школе № 2101.
Полина Зотова, «Мой район»: — Юлия Александровна, вы преподаёте с 18 лет. Получается, уже тогда у вас был диплом?
Юлия Муравьёва: — Нет, это был второй курс училища. Вышло так, что среди года учитель уволился и нужен был кто-то на замену. На тот момент я оказалась лучшей студенткой курса, и меня порекомендовали.
— Что дала вам учёба в педучилище и пединституте?
— В училище обучили конкретным предметным навыкам. Что называется, поставили руку. Как войти, как встать, поставить голос, осанку, взгляд. У нас в училище была такая дисциплина — «актёрское мастерство». Именно там учили расставлять цезуры — держать паузы. И это мне здорово помогает сегодня. Институт же дал разностороннюю теоретическую базу.
— Эта профессия — ваш выбор или ваших родителей?
— Мой выбор, без всякого сомнения. Хотя, честно говоря, я не очень верю, что выбор, который делаешь в 17 лет, — осознанный.
— А почему вы выбрали именно такую специализацию — учитель начальных классов?
— Начальная школа — это запуск производной интеллектуальной деятельности и начало построения личности ребёнка. Когда приходишь в старших классах на урок, ты уже получаешь не просто чистый лист — ты получаешь следы чужих успехов и недоработок. Есть мнение, что человек так относится к предмету, как он отнёсся к учителю. А вот к самому факту учения, познания, интеллектуальной деятельности он относится так, как научил его первый учитель. Даже имя может забыться, но само отношение к миру интеллекта создаёт учитель начальных классов. Я действительно могу качественно начать дело: простроить структуру, создать такие условия, чтобы люди в рамках простроенной мною схемы заработали, а не просто присутствовали в ней.
— Какими, на ваш взгляд, необходимо обладать качествами, чтобы стать хорошим педагогом?
— Учитель в первую очередь должен быть образованным. Потому что ребёнок всегда почувствует и поймёт, знающий перед ним человек или нет. И ещё, конечно, воспитанным. Чтобы ребёнку захотелось учиться, чтобы он понял, что учиться надо, потому что это украсит его жизнь. Это неправда, что у кого-то есть способности, а у кого-то их нет. Школьная программа — это не ядерная физика. Её может освоить каждый, кто приложит усердие и кому помогут родители.
— В чём сейчас состоит ваша работа?
— За последние годы обязанности учителя сильно изменились. Если раньше мы основной своей задачей видели накопление в голове ребёнка определённых знаний, то сейчас цель — научить ребёнка понять ценность учения, научить его учиться. Потому что сегодня мы готовим детей к поступлению на те специальности, которых ещё не существует. И при этом понимаем, что этим детям даже при получении какого-то профессионального образования придётся потом переучиваться, потому что в процессе жизни их профессия может исчезнуть или измениться до неузнаваемости. Как и профессия учителя изменилась за последние несколько лет.
— Какие цифровые технологии вы используете в работе?
— Мы используем смарт-доски двух поколений. У нас в здании их 10 штук. Есть три комплекта персональных компьютеров для детей — макбуки, на которых дети могут работать сами. Ребята осваивают элементарное программирование, учатся искать информацию в интернете, работают в графических и текстовых редакторах.
— Изменились ли дети за последние годы?
— Да, и очень сильно. Современные дети социально более адаптированы. Они видят свою жизнь в перспективе и воспринимают её не примитивно, а объёмно, как взрослые.
«Новый учебный год будет ещё интереснее и сложнее. В этом году в школы и садики пошло рекордное количество детей: в Москве продолжается демографический бум».