Примерное время чтения: 4 минуты
195

Что читают наши дети. Заслуженный учитель РФ — о литературных предпочтениях

Сюжет Газета «Мой район»: Академический. Выпуск №9
Учитель не видит проблемы в языке, на котором общаются в соцсетях. Важно, чтобы при этом подростки различали тот «придуманный» язык и литературный русский.
Учитель не видит проблемы в языке, на котором общаются в соцсетях. Важно, чтобы при этом подростки различали тот «придуманный» язык и литературный русский. / Фото: Сергей Зоничев / АиФ

О чём будут писать?

В начале декабря 11-классники напишут итоговое сочинение. Насколько сегодняшние школьники владеют родным языком? Об этом корреспондент газеты «Мой район» поговорила с преподавателем русского языка и литературы школы № 199, заслуженным учителем РФ Галиной Ксенофонтовой.

– Галина Владимировна, какие темы сочинений предложены детям в этом году?

– Известны пять направлений: «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она», «Война и мир» – к 150-летию известного романа Л. Н. Толстого. Думаю, такие сопоставительные темы школьнику раскрыть легче. Но это лишь общие направления, конкретные темы школьники узнают непосредственно в аудитории, когда придут писать работу.

– Нередко звучат претензии, что раз темы известны заранее, то дети просто заранее готовят шаблоны, а сами не пишут.

– Это не так. Главная цель итогового сочинения – мотивировать учеников на чтение. Неслучайно один из главных критериев оценки – аргументация своих размышлений на основе литературных произведений, чтобы они сумели показать свой уровень речевой культуры, начитанность, личностную зрелость. И, конечно, знание родного языка. Поэтому итоговое сочинение ни в коей мере не может быть заранее написанным. Это всегда такое откровенное интересное произведение.

Интернет на пользу

– Есть мнение, что дети не понимают классику, тот же роман «Война и мир» им тяжело донести хотя бы из-за большого объёма.

– Не могу согласиться. Сегодня дети начитанные, очень много времени проводят в интернете. Кому-то покажется, что они тратят его напрасно. На самом деле очень многие серьёзно занимаются самообразованием в Сети. Это дети, которые пользуются всеми городскими образовательными ресурсами, свободно работают с Московской электронной школой. Вообще ресурс МЭШ – большое подспорье не только для учителей, но и для учеников. Во-первых, очень удобно – на одном ресурсе собрано много обучающих материалов. Во-вторых, заниматься благодаря МЭШ можно в любом месте и в любое время.

– А что дети сейчас читают?

– По-разному. Есть послушные школьники, которые исправно читают все произведения по школьной программе. Но немало тех, кто читает вне всяких списков. Бывают уроки, когда мы неожиданно начинаем обсуждать книгу, которая недавно вышла. Например, одной из недавних тем урока стала книга Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» о раскулачивании в 30-х годах. Я вообще считаю, что программу по литературе стоит периодически корректировать.

– В соцсетях дети нередко пишут с нарочитыми ошибками. Как к этому относиться?

– Соцсети – это мир, в котором дети живут. Мне кажется, мы должны им разрешить свободно жить в этом мире так, как им нравится. Но при этом они должны знать нормы литературного языка и применять их там, где это требуется.

Сочинить на пятёрку

Как научиться хорошо писать сочинение? Для этого вовсе не обязательно прибегать к услугам репетиторов. Вполне реально подготовиться самостоятельно. Советует учитель Галина Ксенофонтова:

Предлагайте ребёнку как можно больше читать – классику, современные произведения. Желательно начать не в 11-м классе, а раньше. Чтение и сочинение – это две грани одного процесса.

Важно тренироваться писать на разные темы. Частая ошибка – школьник готовится только к одному тематическому направлению в сочинении и тем самым лишает себя возможности выбора. Может случиться, что тема по выбранному направлению не понравится. И это станет трагедией для ребёнка.

Используйте аналогию с математикой. Сочинение похоже на доказательство теоремы, где «дано» – это тема, «требуется доказать» – вступление, формулировка тезиса к сочинению, «доказательство» – основная часть, обоснование размышлений с обращением к художественному произведению, «что требовалось доказать» – вывод. Ребята очень быстро осваивают такой подход.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах