Алена Возняк и Андрей Шибаев — в прошлом выпускники столичных школ. Сейчас они — лауреаты премии правительства Москвы за 2022 год в области химии.
Алена Возняк получила награду в номинации «Химия и науки о материалах». Сейчас она занимается синтезом функциональных полинорборненов — перспективных материалов для мембранного газоразделения в сотрудничестве с Андреем Асаченко и Дмитрием Алентьевым. Молодой ученый работает в Институте нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева Российской академии наук.
Андрей Шибаев — лауреат в номинации «Химия и науки о материалах» за проект «Гидрогели с адаптивными свойствами на основе полимеров и поверхностно-активных веществ». Работает ученый в МГУ им. Ломоносова.
Как молодые ученые решили связать свою жизнь с миром науки и добились успеха, они рассказали aif. ru.
— Расскажите, ваши научные работы принесут какую-либо практическую пользу?
Алена Возняк: — Наша технология позволит выделять целевые компоненты из природного газа, а также очищать воздух больших городов от газообразных выбросов промышленных предприятий.
Андрей Шибаев: — Общая идея моего проекта заключается в исследовании восприимчивых полимерных систем, то есть таких, которые способны предсказуемым образом менять свои свойства, когда мы воздействуем на них. Например, мы получили высоковязкие растворы, которые значительно уменьшают вязкость при контакте с нефтью. Они помогут более эффективно добывать нефть — собирать большее её количество с большей площади.
— Где вы учились? Как обнаружили в себе интерес к науке?
А. В.: — Я окончила московскую школу № 214, сейчас это школа № 1430. Интерес к химии у меня возник именно в школе, на уроках моей прекрасной учительницы Ирины Петропавловской. Она поощряла любопытство своих учеников как в химии, так и в познании окружающего мира в целом. Благодаря её энтузиазму практически половина нашего класса участвовала в различных олимпиадах по химии. Так я впервые попала в РХТУ им. Д. И. Менделеева, где потом и продолжила своё обучение. А два года назад защитила кандидатскую диссертацию, хотя до Института нефтехимического синтеза два раза поступала в аспирантуру и два раза бросала ее, так и не окончив. До встречи с заведующим лабораторией № 10 Максимом Бермешевым я уже и не надеялась, что стану кандидатом наук. Но дружеская атмосфера в лаборатории, которую он создал, сделала из меня более целеустремленного исследователя.
А. Ш.: — Учился в московской гимназии № 1534. Затем — в МГУ им. М. В. Ломоносова на физическом факультете. Мне всегда нравилось узнавать и делать что-то новое и разбираться в сути различных процессов в окружающем мире, а это и есть то, чем занимаются ученые. Интересовался разными предметами и не знал, чем буду заниматься дальше. Интерес к физике появился уже в старших классах. Конечно, этому способствовала моя школа и ее учителя, которые поддерживали участие в олимпиадах, в том числе и в Московской олимпиаде школьников по физике, проходившей на физфаке МГУ. Я полюбил физику благодаря замечательной учительнице Татьяне Горкиной, уроки которой были интересными, как захватывающее кино. А наша преподавательница математики Ольга Шейнина помогла мне сформировать научный подход к вещам и значительно упростила обучение на первых курсах физфака МГУ. Защитил я кандидатскую диссертацию? Да, в 2016 году.
— Что, по-вашему, необходимо молодому ученому, чтобы достичь успеха?
А. В.: — Самое важное в изучении любой науки — внимательное руководство. Не задушить естественное любопытство ученика, а аккуратно поддерживать его и направлять — основной принцип, которым следует оперировать при воспитании исследователей.
А. Ш.: — Главное — любить то, чем занимаешься. Очень важна любознательность, желание узнавать новое, причем в разных сферах. Поэтому нужно найти ту область, в которой будет интересно, к которой будет лежать душа. Конечно, нужно знание английского языка, так как очень большая часть современных исследований публикуется в англоязычных журналах. И важно уметь общаться с другими людьми и работать в команде, так как сейчас наука (по крайней мере, в той области, в которой я работаю) делается не учеными-одиночками, как это могло быть раньше, а большими коллективами.
— Что вы посоветуете школьникам, которые хотят стать учеными? Или вообще еще не выбрали то, чем планируют заниматься?
А. В.: — Я считаю, что в современной науке главное — команда и умение в ней работать. Несмотря на различия людей, их характеров и взглядов, то общее, что у них есть, — страсть исследователя — продолжает двигать прогресс и человечество вперед к звездам.
А. Ш.: — Прежде всего советую самим учиться искать и анализировать научную информацию, сейчас ее огромное количество. Так можно попробовать найти интересное направление, которым хотелось бы заниматься. Потом оно может кардинально поменяться, но это нормально, нужно с чего-то начать. Очень полезно побывать в лаборатории в вузах или научных институтах и пообщаться с учеными. Это можно сделать и самим, и на разных мероприятиях наподобие фестивалей науки. И, наверное, уже в школе важно найти хорошего наставника, будь то учитель, репетитор или молодой ученый, с которым вы познакомились на каком-нибудь мероприятии.
Премия правительства Москвы молодым ученым вручается с 2013 года. С момента ее учреждения о своих исследованиях и разработках заявили свыше 6 тысяч молодых исследователей. Ежегодно в Москве вручается по 50 премий — как индивидуально, так и коллективам разработчиков. В этом году наградами отмечены проекты 90 человек из 35 вузов, научных институтов и предприятий города.