Мэр Собянин выделил 500 млн руб. предпринимателям на гранты для открытия новых точек быстрого питания.
Управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров рассказал «АиФ», как компания планирует воспользоваться финансовой поддержкой.
Как в ресторане, но без официантов
Инна Алейникова, «АиФ»: Михаил, когда прозвучала новость о закрытии известной американской сети, тут же «Теремок» с его блинами стали называть отличной заменой. Сыграл роль патриотический настрой как реакция на западные санкции?
Михаил Гончаров: Мы работаем в Москве с 1998 г. Первым был киоск на колёсах. Я встречал людей, которые в те годы, будучи студентами, приходили к нам перекусить между лекциями. Они выросли, по сути, на наших блинчиках, а сейчас приводят к нам своих детей. Все эти 24 года наш бизнес постепенно и постоянно развивался. Сегодня мы самая крупная сеть ресторанов в столице из числа других российских сетей. У нас представлена не совсем классическая, скорее современная русская кухня. Творческое переосмысление, новое прочтение рецептов прошлого, которое мы заложили в качестве концепции с первых дней, нравится нашим потребителям. Этим и интересны.
Говоря о возможной замене нами «Макдоналдса», нужно вспомнить, что он изначально создавался рестораном быстрого обслуживания с низкими ценами. Будем рады, если часть гостей придёт к нам, но мы дороже в силу наших технологий, ручного труда, продуктов без заморозки и консервантов. Средний чек – 450–500 руб.
– Не планируете упрощать какие-то рецепты, чтобы сделать блюда дешевле, не лишая их индивидуальности авторской кухни?
– Интересный факт. Последние 5 лет мы пытаемся найти дешёвую альтернативу нашим дорогим блинам и вводим новинки. Попытки сделать дешевле при всём желании пока заканчиваются неудачей – эти блины продаются слабо. А когда добавляем в меню сложный, вкусный, деликатесный блин, он идёт на ура.
– Не поможет ли удешевить блины возвращение к формату палаток на колёсах?
– Открыть тонар проще, чем ресторан. Мы с них начинали, потом были павильоны, затем фуд-корты. И последнее обновление – это формат ресторанов с посадочным залом, красивым интерьером, с хорошей посудой, столовыми приборами. Бывает, предприниматель что-то замыслил, ему хочется, чтобы было очень красиво, а потребителю важно другое. Здесь же ситуация такая, что и мы хотим, и наши гости рады получить такой обновлённый «Теремок».
– Есть ли у вас блюда навынос?
– Они всегда были. Правда, лучше нашей едой, купленной навынос, угощаться за столом. Например, дома. Мы имеем достаточно большие продажи не только блинов, но и супов, салатов, пельменей, каш, которые есть на ходу неудобно.
– На вашем сайте крупным шрифтом заявлено: «Мы не фастфуд». Что вы имеете в виду?
– Не все знают, что быстрое питание состоит из двух сегментов. Фастфуд и фасткэжуал (англ. casual). Мы относим себя ко второй категории. Это быстрое питание, демократичное по ценам, с качеством еды как в ресторане, но без официантов.
Городские программы работают. Всегда
– В прессе прошла новость об открытии новых 6–7 точек вашей сети. Когда они примут посетителей?
– До резкого роста кредитных ставок мы успели начать стройку ресторанов. Но не-достроили, программу развития вынужденно заморозили. Половина инвестиций – наши собственные средства, остальное мы берём под проценты. И 25% – слишком высокая ставка, хотя, конечно, задача Центробанка, установившего высокую учётную ставку, была не задушить рост бизнеса, а побороть инфляцию. Узнав о грантах, мы достроили и открыли два ресторана. Нас ждут и другие арендодатели, новые договоры готовы к подписанию. Гранты мэра Москвы, на которые мы подали заявки, – очень хороший инструмент покрыть стоимость больших банковских процентов. С их помощью мы выйдем на окупаемость. Кредитная ставка получится 10%, приемлемая для нас. За время ковида мы уже убедились, что программы, объявляемые городом, действительно осуществляются, мы всегда получали поддержку, которая была анонсирована. Рестораны построены и работают, это главное. Если получим грант в июне, готовы запускать стройку новых ресторанов. Нам понадобится примерно два месяца до их открытия.
– Сколько у вас ресторанов и сотрудников?
– В Москве и Подмосковье в 170 ресторанах работают 2,5 тыс. человек. По нашим оценкам перспектив рынка столицы, можно задуматься ещё о 100 новых кафе. Будут новые рабочие места. Также мы работаем в Петербурге и Краснодаре, всего в сети 314 ресторанов и почти 5 тыс. сотрудников. Мы готовы выходить в города-миллионники. Можно говорить о том, что в стране есть спрос на сотни новых ресторанов нашей концепции.
– Где расположены производства ваших поставщиков?
– Рыбу везут с Дальнего Востока. У поставщика мяса – «Черкизово» – несколько заводов в разных местах. А так мы работаем с малым и средним бизнесом, у нас порядка 400 проверенных поставщиков от Белоруссии до Сибири.