Примерное время чтения: 9 минут
2069

Трут как тут. Пришла пора спасать скульптуры в метро от суеверных пассажиров

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. Свои среди чужих 05/11/2025
Большим успехом у пассажиров метро всегда пользовался собачий нос: из бронзового он стал «золотым».
Большим успехом у пассажиров метро всегда пользовался собачий нос: из бронзового он стал «золотым». www.globallookpress.com

Хорошей новостью поделились в столичном Департаменте культурного наследия: скульптуры на станции метро «Площадь Революции» будут отреставрированы.

Каждая из этих скульптур, по народному поверью, принесёт удачу, если её потереть. Хочешь хорошо сдать экзамен – три нос собаки. Не хватает денег – натирай крыло и гребень петуха. Личная жизнь не ладится – коснись туфельки студентки. Ну а если потереть ножку малыша, то в семье непременно будет пополнение… И всё бы ничего, но граждане так затёрли бронзовые фигуры, что их уже приходится спасать.

Собачий нос: из бронзового он стал «золотым». Фото: АГН Москва

Специалисты обеспокоены: скульптуры как часть исторической станции «Площадь Революции» скоро потеряют свой облик. Как сообщают в Департаменте культурного наследия города Москвы, в ближайшее время специалисты планируют разработать проект будущих работ по скульптурам. Завершить реставрацию планируется до 2028 года. А ещё в департаменте напоминают москвичам и туристам, что ежедневные прикосновения руками к скульптурам наносят им вред.

Смогут ли реставраторы в точности воспроизвести первоначальный облик фигур? «Пока не нашли гипсовые фигуры, на основе которых скульптор Матвей Манизер создавал эти бронзовые статуи, – говорит искусствовед, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ Ульяна Жданова. – Если даже взять, например, немецкую овчарку в качестве модели, то современные представители той же породы уже отличаются от собак прошлого столетия».

Примета давнего времени

Традиция поглаживать скульптуры на удачу в России появилась в 1990-е годы. Хотя истоки её уходят в античные времена. Ещё древнегреческий философ Демокрит заметил, что руки изваяний в храмах от частых прикосновений верующих постепенно стираются.

«Мне эта традиция непонятна, – говорит Ульяна Жданова. – Любое суеверие – это проявление язычества». 

С коллегой согласен и координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. «Ещё маленьким я наблюдал, как люди трут эти скульптуры. Никогда не понимал этой традиции и сам так не делал, – рассказывает эксперт. – Если станция – памятник культурного наследия, а скульптуры – его часть, то и относиться к ним надо аккуратно. Иначе государству придётся постоянно восстанавливать фигуры».

Фото: АиФ/ Екатерина Мазенко

И в самом деле: многие пассажиры метро не задумываются о сохранении арт­объектов. Кто-то тянет к ним руку по инерции, кто-то специально подходит к фигурам в надежде задобрить фортуну. А некоторые родители даже поднимают своих карапузов, чтобы те дотянулись до «собачек» и «петушков». И не все могут объяснить, зачем они касаются этих фигур.

«Не знаем – мы приезжие, – говорит «делегация» из четырёх человек – мама, папа и двое детей. – Но другие трут, и мы потёрли. Наверное, это удачу приносит». «А что, разве нельзя? – недоумевают другие пассажиры, парень с девушкой. – Все же трут!»

Разоружили матроса

По словам Ульяны Ждановой, такие пассажиры не только затирают детали – некоторые не стесняются забирать себе что-нибудь на память. «Обратите внимание: револьвер у матроса железный, – говорит эксперт. – Изначально он был бронзовым, но, видимо, был непрочно закреплён, и его выломали.

Фото: www.globallookpress.com

С несколькими новыми пистолетами произошла такая же история, поэтому пришлось заменить бронзовую деталь на железную». 

Теперь на оружие никто не покушается. А вот фигуры инженеров оставили без инструментов. Хулиганам не давали покоя их бронзовые циркули, и несколько лет назад те исчезли.

Фото: АиФ/ Екатерина Мазенко

«Жертвами» примет стали не только изваяния на станции «Площадь Революции». Барельефы на стене в Александровском саду у Кремля тоже, по всей видимости, сулят суеверным гражданам удачу. На бронзовом барельефе, где изображена встреча императора Александра I и Серафима Саровского, светится от частых прикосновений не только рука святого, но и его нос. А на барельефе с полководцами Бородинского сражения самым популярным у туристов оказался генерал-фельдмаршал Кутузов.

«Если люди чтут святых, они идут в храмы и прикладываются к мощам святых. А памятники лучше не трогать», – напоминает Ульяна Жданова.

Фото: АиФ/ Екатерина Мазенко

Джульетту затёрли до дыр

Раньше дворик музея «Дом Джульетты» в итальянском городе Верона украшала бронзовая статуя героини Шекспира. Приметой потереть ей правую грудь не пренебрегали туристы обоих полов – считалось, что это сулит счастье в любви. В конце концов в изваянии появилась дыра. В 2014 году Джульетту, которая «не сходила» со своего места с 1972 года, демонтировали, отреставрировали и поместили в музей. А на её место установили копию.

Фигурально выражаясь

За создание фигур на станции «Площадь Революции» Матвей Манизер в 1943 году получил Сталинскую премию в размере 100 тысяч рублей, которые он передал в Фонд обороны.

«Станция открылась в 1938 году, и первоначально здесь установили гипсовые фигуры, а в бронзе их отливали в Ленинграде, откуда к началу Великой Отечественной успели привезти и установить. Но во время войны скульптуры эвакуировали в Среднюю Азию», – рассказывает искусствовед Ульяна Жданова.

Чтобы поднять многотонные объёмные фигуры, пришлось распилить их на части. И уже к концу войны, когда их вернули на родные места, скульптор Манизер, словно искусный хирург, собрал все фрагменты воедино.

Народный художник СССР скульптор Матвей Манизер за работой.
Народный художник СССР скульптор Матвей Манизер за работой. Фото: РИА Новости

«У скульптур есть живые прототипы, и это не профессиональные модели. Это военные, спортсмены, студенты. Некоторые из них стали известными людьми», – продолжает Жданова.

Так, прототип пограничника с собакой – популярный в советское время пограничник Никита Карацупа. За 20 лет службы он задержал 338 нарушителей границы и уничтожил 129 шпионов и диверсантов, за что его прозвали «пограничником всех времён и народов». 

Вместе с Карацупой нёс службу и его боевой товарищ – собака породы немецкая овчарка. На протяжении службы сменилось пять собак, кто-то из псов погиб во время выполнения боевого задания. Но всех их легендарный пограничник называл одной и той же кличкой – Индус.

В фигуре матроса-сигнальщика скульптор Манизер увековечил будущего адмирала Олимпия Рудакова. История жизни этого человека тоже удивительна: он попал под трибунал, чудом избежал смертной казни, дважды побывал на коронации британских особ и танцевал с самой Елизаветой II.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах