Пятый ж/д диаметр будет самым сложным для строителей и самым нужным для жителей столицы и Подмосковья.
Электрички уйдут под землю
Первые два диаметра работают (движение по ним было запущено в 2019 г.), МЦД-3 (Крюково – Раменское) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный) готовятся к запуску в 2023 г. По информации столичного Дептранса, МЦД-5 находится в стадии проработки. Сейчас главная задача – просчитать, реально ли соединить Ярославское и Павелецкое ж/д направления. Дело в том, что у будущей ветки посередине есть ощутимый разрыв, он приходится на самый центр города.
Поэтому нужно продумать маршрут тоннеля, запроектировать 4 станции (Рижская, Комсомольская, Павелецкая и Китай-город) и интегрировать их с подземкой.
«Подземный тоннель – эффективное решение этой задачи. Сейчас такой вариант прорабатывается специалистами профильных железнодорожных проектных институтов и подразделений Москомархитектуры», – рассказала на прошлой неделе председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Кроме подземной связки для будущего ж/д маршрута требуется построить новую станцию Котляково (там запланирована пересадка на одноимённую станцию МЦД-2 и новую Бирюлёвскую линию метро). Уже существующие станции доработают до единого стандарта МЦД.
181 миллион пассажиров в год на одном маршруте
Почему целая команда экспертов разных профессий бьётся над сложнейшим подземным проектом? Ответ простой – по всем прикидкам он будет самым востребованным у пассажиров. Например, за весь прошлый год МЦД-1 и МЦД-2 вместе перевезли 171 млн человек, а один пятый диаметр будет интересен для 181 млн жителей Московского региона. Главная тому причина – маршрут потенциальной ветки, который не только позволит избежать массовых пересадок на «вокзальных» станциях, но и захватит много густонаселённых районов (см. инфографику). Специально для жителей ближайшего Подмосковья северный участок диаметра готовят с тремя (!) конечными станциями: одни поезда будут стартовать от Пушкино, другие от городов Щёлково и Фрязино. Элегантное решение многолетней транспортной проблемы.
С запуском МЦД-5 разгрузятся пять вылетных магистралей и подземка: Кольцевая линия – на 9%, МЦК – на 7%. Кроме того, станция «Комсомольская» Кольцевой линии станет свободнее на 25%, а весь ТПУ «Площадь трёх вокзалов» – на 21%.
Что касается остальных диаметров, работы на них идут интенсивно, притом что уже действует 136 станций. «На первых четырёх диаметрах предполагается построить ещё 11 остановочных пунктов в границах Москвы, – отмечает Ю. Княжевская. – Уже ведётся разработка проектов планировки, благодаря которым будут приведены в порядок прилегающие к этим станциям территории, что даст толчок к их развитию».