О Московском метрополитене, который в этом году отметит свое 90-летие, существует множество историй, легенд и мифов. Об интересных фактах и загадках главного общественного транспорта столицы — в материале aif.ru.
Как линии стали цветными
Первые пассажиры спустились в московскую подземку 15 мая 1935 года. Тогда в метро было всего 13 станций и две линии: «Сокольники» — «Парк культуры» и «Смоленская площадь» — «Библиотека имени Ленина». Метро строилось, развивалось и разрасталось под городом, его схема с каждым годом усложнялась, но продолжала оставаться черно — белой.
Всё изменилось в 1957 году, когда перед Всемирным фестивалем молодежи в Советский Союз стали приезжать иностранные студенты. Не зная русского языка, они путались в метро, а помочь составить им маршрут было сложно. Чтобы облегчить задачу, для иностранцев схему раскрасили. Три ветки стали синей, зелёной и красной. А для кольцевой выбрали коричневый цвет.
Строили и прятались
Когда началась Великая Отечественная война, прокладку метро не остановили. Метростроевцы продолжали работать над запуском третьей очереди подземки. На востоке и юге Москвы были возведены новые станции. Всего за время войны было открыто семь станций и проложено более 13 км тоннелей.
В это суровое время метро продолжало не только расширяться, но и работать. Люди ездили на нём по своим делам, а во время авианалётов подземку использовали как бомбоубежище, где прятались более 100 тыс. человек. За все годы войны только в один день метро было закрыто по приказу члена президиума Верховного Совета СССР Лазаря Кагановича. Это произошло 16 октября 1941 года. Немецкие войска подступали к столице, и опасаясь, что метрополитен захватит враг, его уже частично затопили и заминировали. Однако план Кагановича так и не был приведён в исполнение. В этот же день приказ был отменён, а 17 октября метро заработало вновь.
Мозаика из Ленинграда
Сегодня станция «Новокузнецкая» украшена мозаикой, которую собрали во время блокады Ленинграда. В осажденном городе над ней начинал работать мастер-мозаичист Владимир Фролов с двумя учениками, но вскоре он остался один.
Завершив работу, художник скончался от истощения. Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Но в Москве их уже никто не ждал: никто просто не верил, что работа над ними будет закончена в таких тяжелейших условиях. Проект «Павелецкой», для которой первоначально предназначались мозаики, был изменён. Тогда было принято решение установить их на «Новокузнецкой» — отдавая дань мужеству мастера.
Обитатели стен
Находясь на перронах в ожидании поезда, в колоннах нескольких десятков станций можно увидеть останки древних животных, которые жили в эпоху динозавров.
Среди ископаемых можно встретить окаменелости аммонитов, кораллов, белемнитов, морских ежей, лилий и других вымерших животных. Например, на станции метро «Парк Победы» на стенах можно увидеть наутилусы (род головоногих моллюсков — прим. ред.). Среди них есть крупные, которые сразу бросаются в глаза, и маленькие, которых на колоннах нужно поискать. Самые старые вымершие виды жили более 300 млн лет назад, а самые молодые — 70 млн.
«Парк Победы» — далеко не единственная станция, где можно полюбоваться окаменелостями. На красной стене «Добрынинской» можно увидеть большую раковину наутилуса, распиленную пополам, а на других стенах станции можно найти морские лилии.
Посмотреть древние останки животных можно также на станциях «Библиотека имени Ленина» (около перехода на «Боровицкую»), «Комсомольская» и «Парк культуры».
Кстати, древние ископаемые попадаются не столько в старых станциях метро, но и на тех, которые возвели недавно. Это зависит от того, чем строители облицовывали стены.
Как черви помогли построить метро
Сегодня, когда смотришь на величественные станции метро, трудно себе представить, что, когда строительство подземки только началось, подземное пространство для станций и тоннели приходилось копать вручную, используя только лопаты и кирки. Это было долго и трудно. Всё изменилось, когда английский инженер Марк Брунель изобрел проходческий щит для прокладки тоннелей.
Как гласит история, автоматизированную конструкцию он создал благодаря... корабельным червям. Изобретатель заметил, что голова червя имеет прочную раковину с зазубринами, благодаря которой он легко бурил дерево. В Советский Союз такая машина для строительства метро попала в 1934 году, ее купили в Англии. Но спустя несколько месяцев наши инженеры создали собственные щиты для прокладки метро.
«Метро-2»
В 1930-е годы появилась, пожалуй, одна из самых интересных легенд про столичное метро. Под действующей уже подземкой строители на глубине 50-120 метров проложили вторую систему метрополитена, которую назвали «Метро-2».
В городе ходили слухи, что приказ о создании секретных станций издал лично генсек Иосиф Сталин на случай начала войны. Якобы попасть в это секретное место можно прямиком из Кремля, используя помещения красной ветки.
Здесь, утверждалось, всё было готово для проживания членов правительства. На складах будто бы заготовили продукты и воду. А на случай военной угрозы, ходили слухи, установили «секретную кнопку». Кстати, в этот миф поверила и военная разведка США, которая составила и опубликовала карту секретного места Советов в докладе Military forces in transition.
«Метро 2» породила ещё один миф, согласно которому одна из веток секретного метро ведёт в бункер-бомбоубежище Сталина, расположенный под его дачей в районе Кунцево. Согласно легендам, туда также проложили тоннель для автомобилей. Он, утверждалось, начинался у приёмной Министерства обороны на улице Мясницкой и проходил через Кремль.
Чашка кофе и знаки Зодиака
Множество легенд и суеверий связывают с Кольцевой линией — главной изюминкой московского метро. Самая распространённая из них история гласит, что во время обсуждения доклада о строительстве метро Сталин поставил чашку с кофе на схему станций будущего метро. След от чашки оставил на бумаге коричневое пятно прямо по центру столицы.
На самом деле эта история всего лишь красивый миф. Решение о строительстве было принято главой государства уже после того, как линию заложили 1943 году.
Ещё одна легенда о Кольцевой линии, которой придерживаются астрологи. Они считают, что Москва разделена на 12 сегментов, которые соответствуют определённым знакам зодиака. Например, станция «Курская» совпадает со знаком Овна, «Проспект Мира» относится к Водолею, «Комсомольская» олицетворяет знак Рыбы, а «Краснопресненская» относится к Скорпиону. У студентов столичных вузов есть своя примета, связанная с Кольцевой линией метро. Чтобы хорошо сдать предмет, нужно проехать по кольцу полный круг.
Как пошутили студенты
В середине 1990-х годов на карте московского метро на короткий срок появилась новая станция «Физтех». Но она так и не открылась. Как оказалось, это была шутка студентов МФТИ, отмечавших 1 апреля.
Смеха ради они наклеили название новой станции на реальную схему метрополитена. Ошибку быстро заметили и удалили, но станция успела попасть в московские справочники. Теперь шутка студентов стала реальностью. На Люблинско-Дмитровской линии метро в сентябре 2023 года открыли станцию «Физтех».
Поезд-призрак и черный машинист
Не обошлось столичное метро и без своих привидений. Самые известные из них, которых, как утверждают очевидцы, можно увидеть и сегодня — Путевой обходчик и Чёрный машинист. Легенда рассказывает, как в конце 1990-х в тоннеле сошёл с рельсов поезд и загорелся. Машинисту удалось довезти состав до платформы и спасти пассажиров, однако спустя три дня он умер в больнице от тяжёлых ожогов. Руководство обвинило в трагедии погибшего и не выплатило семье покойного ни копейки в качестве компенсации. После этого сотрудники метро стали замечать на станции человека с обгоревшей кожей, который будто бы ходит по станциям и ищет правоту.
В отличие от Чёрного машиниста, Путевой обходчик не ищет справедливости, он просто выполняет свою работу. По рассказам старожилов, на Сокольнической линии на протяжении 40 лет мужчина работал обходчиком. Он умер в возрасте 82 лет, но свои обязанности, гласит суеверие, продолжает выполнять и после смерти. Даже сотрудники метрополитена признаются, что часто видят его призрак в тоннелях.
Не менее невероятна и загадочна легенда о пустом поезде, который, гласит молва, периодически появляется на Кольцевой линии. На каждой станции он будто бы делает остановку, однако двери вагонов при этом остаются закрытыми. Водит состав, передают из уст в уста, верящие в это, машинист, одетый в форму работников метрополитена 1930-х годов. «Знатоки» объясняют это явление тем, что на Кольцевой линии обитают души заключённых, которые умерли при строительстве метро от непосильного труда и нечеловеческих условий содержания. Трупы умерших будто бы сбрасывали в шахты и замуровывали в стены.
Находятся те, кто на полном серьёзе утверждает, что видел, как двери призрачного поезда открываются, и, предупреждают суеверные, лучше держаться от него подальше, иначе можно попасть в другое измерение и не выбраться уже никогда.