«Поздравляю и желаю дальнейших успехов», — обратился к ученикам столичных школ, набравших максимум баллов за Единый госэкзамен, мэр Сергей Собянин. Две московские выпускницы получили по 400 баллов за четыре экзамена, а ещё двое ребят — по 399.
Использовать разные ресурсы
Ирина Бродская, окончившая школу № 1553 им. В. И. Вернадского, настоящий триумфатор — 400 баллов! Интенсивную подготовку к ЕГЭ девушка начала за год до экзаменов. Это были занятия в школе, онлайн-курсы, самостоятельная работа. По мнению Ирины, школа сыграла существенную роль в подготовке. В образовательном учреждении очень много внимания уделяется исследовательской и проектной деятельности. Каждый из учащихся ежегодно, начиная с 8-го класса, выполняет индивидуальную исследовательскую работу и защищает её на школьной конференции. Тему исследования и научного руководителя подростки выбирают самостоятельно. Ирина, например, защитила такие работы: «Анализ вычислительной эффективности алгоритмов электронной цифровой подписи, основанных на доказательстве с нулевым разглашением» и «Поиск стратегии оптимального расположения точек на прямоугольном участке плоскости». Исследования научили её логическому мышлению, помогли понять связь между причиной и следствием, что пригодилось на экзамене.
«Это удивительные, увлеченные люди, — говорит о своих учителях выпускница. — Среди них 12 кандидатов и 2 доктора наук. Они глубоко понимают предмет, искренне увлечены им. Видимо, поэтому и ученикам удается глубоко погружаться в суть явлений и закономерностей. Важно, что это происходило на всех уроках. Ну и, конечно, нам оказывали помощь при подготовке к экзаменам. На уроках разбиралось множество заданий в формате ЕГЭ, были организованы консультации, на которых учителя разбирали сложные задачи, и каждый ученик мог задавать вопросы. В нашем инженерном классе уроки физики часто проходили в формате лабораторных работ в помещении специализированного практикума с современным оборудованием. Это было очень интересно и полезно».
В школе № 1553 имени В. И. Вернадского существует много кружков и дополнительных занятий по всем предметам. Ребятам нравится заниматься в предметных лабораториях, которые здесь называются «Специализации». Дети вместе проводят эксперименты и изучают теоретические вопросы по определенному направлению, обсуждают исследования друг друга, тем самым развивается кругозор и формируется критическое мышление. Ирина Бродская посещала дополнительные занятия по математике, физике и русскому языку олимпиадного уровня, они хорошо помогли в подготовке. И хотя девушка всегда больше увлекалась техническими предметами, это позволило ей в этом году стать призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Об олимпиадах она рассказывает: «Я призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, участник региональных этапов по математике и физике (в 9 и 10 классе), победитель олимпиады „Физтех“ по математике, призёр Объединённой межвузовской математической олимпиады школьников, призёр (серебряная медаль) инженерной лиги IEPhO (10-й класс). В рамках проекта „Инженерный класс в московской школе“ окончила с отличием курс „Защита информации“ (10-й класс)».
Как Ирина советует готовиться к ЕГЭ? «Важно грамотно распределять время, использовать разнообразные ресурсы, заниматься регулярно, — подводит она итоги своей учёбе. — Хочется отметить, что участие в школьных олимпиадах тоже помогает в подготовке к ЕГЭ».
В свободное время Ира любит читать, рисовать акварелью, увлекается танцами. Ей нравится путешествовать. Поступать в вуз она планирует на направление «Прикладная математика и информатика» или «Прикладная математика и физика». Видит себя специалистом в области высоких технологий.
Не зацикливайтесь на результате
Ещё одна рекордсменка, которая войдёт в историю московского образования как обладательница 400 баллов на ЕГЭ, — Екатерина Гришина из школы № 1514. Что касается впечатлений о полученных результатах, то Екатерина сперва удивилась: не ожидала такого результата.
«Для сдачи я выбрала математику, русский, физику и информатику, — рассказывает девушка о событиях последнего учебного года. — Решала пробники в школе и дома, писала сочинения. Педагоги заинтересовали математикой и другими науками, дали всю необходимую базу знаний и даже больше, чем необходимо для экзамена. Мы решали не только типовые задания, но и гораздо более сложные задачи (олимпиадного уровня или ДВИ). Поэтому задания ЕГЭ не вызывали трудностей, нужно было только быть внимательной. Еще я дополнительно готовилась к олимпиадам по математике, поэтому на экзамене чувствовала себя более уверенно. Я очень благодарна и признательна всем, кто меня учил на протяжении 11 лет».
С пятого класса Катя пробовала участвовать в олимпиадах по многим предметам. Сначала были победы в муниципальных этапах, потом проходила на региональные этапы, участвовала в перечневых. В нынешнем учебному году стала призёром нескольких перечневых олимпиад 1-го и 2-го уровня по математике, призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому. Олимпиады, уверена выпускница, — это отличная возможность проверить себя, понять, что тебе нравится, найти единомышленников, а также получить приятные бонусы при поступлении. Кстати, куда подать документы, Екатерина Гришина сейчас решает. Больше остальных ей нравится направление, связанное с прикладной математикой и информатикой.
«Думаю, я просто шла к своей цели. И еще мне повезло и с опытными педагогами, и с тем, что удалось собраться на экзамене, и с окружением, — вот в чём видит залог успеха Екатерина. — Я училась с ребятами, которые тоже увлечены точными науками, любят узнавать что-то новое. За такими всегда хочется тянуться. Например, все мои одноклассники участвовали в олимпиадах, такая атмосфера очень мотивирует. Хочу сказать, что в подготовке к ЕГЭ и олимпиадам не нужно зацикливаться на учебе и не концентрироваться только на результате. Если вы стараетесь и изучение предмета вам доставляет удовольствие, то вы на верном пути. А еще не забывайте делать перерывы и отдыхать!»
Выспаться перед экзаменом
399 баллов добилась, сдавая ЕГЭ, Диана Петренко из школы № 1151. Говорит, экзаменационные работы оказались не такими уж и сложными. Оставалось только сосредоточиться и не допустить глупых ошибок в счете или при переписывании ответов в бланки.
Не вся жизнь состояла из школьных уроков. Диана любит рисовать, в этом учебном году закончила художественную школу. Пока позволяло время, занималась танцами, к которым сейчас собирается вернуться. Кроме того, она очень любит читать, умеет вязать и часто печёт сладости.
С начальной школы девочка участвовала в олимпиадах («Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Вундеркинд»), с 5-го класса ежегодно писала ВсОШ почти по всем предметам. Лучшие ее результаты — призер регионального этапа по русскому языку и обществознанию в 9-м классе и выход на региональный этап в 9-м, 10-м и 11-м классах по физике, МХК, русскому языку, литературе и обществознанию. Также участвовала в межвузовских олимпиадах (таких как «Физтех», «Шаг в будущее», в последней в этом году стала призером по математике). Несколько раз принимала участие и в конкурсах проектов. Также Диане доводилось занимать призовые места в конкурсах по рисованию.
Готовиться к ЕГЭ она начала с 10-го класса: посещала школьные дополнительные занятия, самостоятельно решала варианты из сборников по подготовке к Единому госэкзамену и задания из банка заданий ФИПИ. Этим летом непосредственно перед экзаменами смотрела разборы заданий по сдаваемым предметам, в частности по информатике.
«Все одиннадцать школьных лет я училась, причём не просто создавала видимость учебы, списывая домашние задания или проверочные работы, а именно занимаясь и стараясь понять школьные предметы, — рассказывает выпускница. — Учеба мне интересна, поэтому у меня не возникало желания что-то не выучить. Но даже самый умный человек в стрессовой ситуации может ошибиться в очень простых вещах, поэтому второй обязательный, на мой взгляд, для всех сдающих пункт — писать экзамен, не думая о том, какой результат получишь. Нужно просто выспаться перед экзаменом, причем не загружать свою голову в день до экзамена и тем более утром перед ним, потому что ничего нового выучить уже не удастся, а устать можно с легкостью. Во время самого экзамена стоит, как мне кажется, вообще не думать о том, что где-то стоят камеры, ходят проверяющие, в принципе забыть, что пишешь какую-то работу, от которой зависит твоя судьба. Просто перед тобой лежат задания, и ты сделаешь все, что знаешь, потому что выше своей головы не прыгнешь. Также важно правильно рассчитывать время (но каждые пять минут смотреть на часы не стоит, потому что это только заставляет больше нервничать). Не нужно тратить время на расписывание задач второй части на черновике (за исключением, пожалуй, сочинения по русскому языку), а, поняв основную идею и ход решения или рассуждений, сразу записывать их в бланк; пропускать задания, которые не получается решить сразу, и возвращаться к ним в конце, но и не пытаться делать все в спешке из-за возможности допустить ошибки. На мой взгляд, на экзаменах вполне достаточно времени, чтобы успеть сделать все задания, но для этого нужно тренироваться. А так как боязнь не успеть сделать всю работу — один из основных отвлекающих факторов на экзамене, то достаточно быть уверенным в том, что времени хватит, чтобы спокойно выполнять задания».
Искал методы быстрого решения
«К физике я был готов уже за год, если не брать в расчёт пару тем (квантовая механика и волновая оптика), поэтому просто решал варианты ЕГЭ прошлых лет», — так происходило у Даниила Максимова из Бауманской инженерной школы № 1580, получившего за четыре ЕГЭ 399 баллов. По математике он усиленно занимался на дополнительных занятиях второй частью заданий, в которой встречались трудные моменты. К русскому готовился на уроках. По информатике на протяжении года искал методы быстрого решения задач и делал тренажеры по ним от школьных преподавателей. По словам Даниила, большой вклад в подготовку к ЕГЭ внесли занятия и со школьными учителями, которые также преподают в МГТУ им. Н. Э. Баумана, и посещение научно-образовательных центров Бауманки. В 7-м классе мальчик написал первую олимпиаду (тогда он учился в другой школе). Из выдающихся достижений за последний год можно выделить дипломы победителя олимпиады «Физтех» по физике и Объединённой межвузовской математической олимпиады.
«После тяжелого года я наконец-то возвращаю спорт в свою жизнь, — говорит Даниил. — Помимо этого читаю книги, изучаю немецкий и улучшаю свой английский язык. Кем хочу стать, пока не знаю, но интересующую меня область науки уже нашел. Думаю, буду поступать в МФТИ или в МГТУ».