Примерное время чтения: 8 минут
1132

От Москвы до окраин. Куда довезут пассажиров новые линии столичного метро

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

История московской подземки знала самые разные времена. Началу метростроя в Москве предшествовали бесконечные совещания, которые приводились на уровне высшего руководства страны. Среди партийного и хозяйственного начальства не находилось желающих брать на себя ответственность за новое сложное и затратное дело. В основном старались избавиться от этого груза, высказывались за прокладку вместо метро городских железных дорог. Так продолжалось до тех пор, пока Сталин в мае 1931-го лично не внес пункт в принятую резолюцию: «Разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца». После этого дело сдвинулось с мёртвой точки.

Уже в ноябре 1931 года в Московском горкоме партии был представлен проект первой линии — от Сокольников до будущего Дворца Советов и от Смоленского рынка до библиотеки имени Ленина. Строительство началось 10 декабря 1931 года. Семь рабочих Метростроя во дворе дома № 13 по Русаковской улице в Сокольниках лопатами начали выворачивать первые комья земли под будущие линии. Проходческую технику начали применять после того, как к строительству привлекли шахтеров из Донбасса.

Строительство метро, «Крымская площадь» («Парк культуры»), 1930-е гг.
Строительство метро, «Крымская площадь» («Парк культуры»), 1930-е гг. Фото: mos.ru

Борьба с излишествами

Запуск первой линии метро состоялся 15 мая 1935 года. С этого момента темпы строительства только наращивались и не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны — в этот период появилось еще 11 новых станций. Некоторые из них можно узнать по установленным на них мемориальным доскам.

«Маяковская», 1941 год, авиаудар, убежище, метро
Люди укрываются от авиаудара на станции «Маяковская», 1941 г. Фото: ru.wikipedia.org

В 1950 году метрополитен пополнился Кольцевой линией — на Арбатской линии от «Площади революции» до «Киевской» появились новые станции глубокого заложения.

Развернувшаяся с США «холодная война» тоже вносила свои коррективы. Станции максимально заглублялись, потому что предполагалось их использовать в качестве бомбоубежищ в случае ядерной войны.

В хрущевский период борьбы с «архитектурными излишествами» стали делать ставку на увеличение темпов строительства метро за счет его удешевления. Вскоре новые подходы аукнулось серьезными неприятностями. В погоне за дешевизной построили Лужнецкий метромост с большими дефектами. Результат — он почти 20 лет простоял закрытым.

Поезд на станции метро «Филевский парк», 1962 г.
Поезд на станции метро «Филевский парк», 1962 г. Фото: mos.ru

В 70-80-е годы прошлого века метро продолжает свое развитие. А вот в 1990-е ситуация резко меняется. Это десятилетие можно назвать самым сложным во всей истории московского метро. Были годы, когда открывались всего одна-две станции. А могло и вообще ничего не происходить на схеме метрополитена.

Метро шагает за МКАД

Возрождение столичного метрополитена началось с 2011 года. Темпы строительства резко выросли. Увеличивается финансирование, наращивается материально-техническая база метростроевцев, применяются самые новые технологии горнопроходческого дела. Все это создает предпосылки для появления новых станций и линий метрополитена.

В Москве с 2011 по 2025 годы в эксплуатацию ввели рекордные 78 станций. Таких темпов строительства столичный метрополитен никогда не знал. И похоже, метрополитеновцы снижать обороты не собираются. Уже в ближайшее время московское метро станет еще больше.

Окончательного решения нет

Недавно в Сети появилась информация, что столичные власти рассматривают варианты продлить будущую Бирюлёвскую линию.

Напомним, это 18-я линия метро. На схеме ее обозначат рубиновым цветом. Возможно, эту линию протянут на юго-запад за пределы МКАДа и на ней появится еще десять новых станций после Бирюлева. Перечисляются даже их названия: «Лопатино», «Дрожжино», «Улица Савицкого», «Щербинка», «Никольское», «Черепово», «Кедровая», «Пенино», «Кончеево», «ЭКСПО». Строительство может завершиться в 2034-м году.

Заместитель мэра Москвы по вопросам строительства Владимир Ефимов в одном из недавних интервью также заявил, что рассматривается возможность строительства новой ветки, которая соединит Внуково со Щербинкой.

«Мы рассматриваем строительство дополнительной ветки, которая позволит нам соединить Внуково со Щербинкой, куда мы планируем довести Бирюлёвскую линию», — отметил Ефимов.

Однако он подчеркнул, что окончательные решения по названиям и расположению станций пока не приняты. Всё будет зависеть от темпов реализации градостроительных проектов в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО).

В департаменте строительства транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы aif.ru сообщили, что в планах «на территории ТиНАО до 2030 года планируется строительство участка Троицкой линии метро от станции «Новомосковская» до станции «Троицк» с шестью станциями: «Сосенки», «Летово», «Десна», «Кедровая», «Ватутинки», «Троицк». Относительно же новой линии до станции Внуково «окончательные решения пока не приняты».

«Они будут определены с учетом динамики реализации градостроительных проектов в ТиНАО», — сообщили в департаменте.

Комплексный подход

По словам директора Центра исследований «Умного города» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко, заместитель мэра Владимир Ефимов объявляет о планах метростроя на очень дальний период. Его горизонт планирования — после 2035 года. Предполагается, в предстоящее десятилетие развернется довольно интенсивное освоение территорий Новой Москвы. Там будет примерно два миллиона жителей. Их необходимо обеспечить транспортной инфраструктурой.

«Но, помимо этого, конечно, возникает вопрос в принципе о загрузке метростроя после 2035 года, потому что сейчас это целый гигантский комплекс, — комментирует Константин Трофименко. — На балансе этого предприятия — современное оборудование, оно стоит огромных денег, например, проходческие щиты, которые были сделаны специально для Москвы. Особо надо учитывать, что в этой отрасли при тех масштабах, которые она приобрела в последние десятилетия, занято очень много первоклассных специалистов. Поэтому при планировании на длительные сроки необходимо учитывать загрузки имеющихся производственных мощностей метростроя в увязке с темпами застройки новых территорией. Все это требуется рассматривать в комплексе», — говорит Константин Трофименко.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Самое интересное в соцсетях
Что сделал Чернышёв на могиле Заворотнюк: свежее фото с дочерью
Неожиданный поворот в жутком деле убитой девочки в лесу в Твери
Дочь Кузьмина на похоронах: "Я даже папой не называла"
Голикова о новой маленькой, но выплате для всех пенсионеров
Прощание с младшим братом Кузьмина переросло в скандал