Примерное время чтения: 4 минуты
842

«Норд», «Риф» и битва со льдом. Какие корабли не дают сковать Москву-реку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Укрощение вращения 07/02/2024
Рулевой-моторист Игорь Ладыгин любит иногда постоять на палубе, полюбоваться видами. «НОРД», «РИФ» И БИТВА СО ЛЬДОМ  Эти корабли не дают морозам сковать Москву-реку и помешать круглогодичной навигации  Маленький, но сильный «Норд» в окружении льдин, которые сам же и наломал. Капитан-механик Феликс Лобанов уверенно ведёт судно во льдах.
Рулевой-моторист Игорь Ладыгин любит иногда постоять на палубе, полюбоваться видами. «НОРД», «РИФ» И БИТВА СО ЛЬДОМ Эти корабли не дают морозам сковать Москву-реку и помешать круглогодичной навигации Маленький, но сильный «Норд» в окружении льдин, которые сам же и наломал. Капитан-механик Феликс Лобанов уверенно ведёт судно во льдах. / Игорь Харинотов / АиФ

Те, кто оказывается зимой возле Москвы-реки, видят: лёд там поколот на кусочки и совершенно не мешает зимнему судоходству. Бесперебойная навигация – заслуга столичных ледоколов.

Корреспондент «АиФ» отправился в рабочий рейс на одном из них.

Маленькие, да удаленькие

Зима в мегаполисе не повод останавливать бурную жизнь на Москве-реке. Самые разнообразные суда бороздят её просторы. А расчищают для них дорогу ледоколы коммунального флота «Мосводостока».

Говоришь «ледокол» – и представляешь себе бескрайние просторы Арктики и огромный могучий корабль, вспарывающий толстенную ледяную корку северных морей.

Москву-реку расчищают ото льда, конечно, куда более скромные по размеру суда. Но со своей задачей они тоже справляются превосходно.

«У нас два ледокола – «Норд» и «Риф». Они одного и того же класса и построены на одном заводе, – рассказывает начальник флота ГУП «Мосводосток» Григорий Прямушко. – Зимой, как правило, мы прокладываем дорогу для коммунальных судов, которые чистят реку, и работаем по заявкам судовладельцев. Ещё в этом году мы начали сопровождать пассажирские электросуда».

Навстречу ледяному панцирю

Очень хочется поскорее испытать, каково это – идти по замёрзшей реке на ледоколе. На Южном речном вокзале корреспондентов «АиФ» ожидает экипаж «Мосводостока». И вот мы уже на борту.

Ледокол – продолговатое судно с чёрными бортами и жёлтой кабиной. Над ней закреплена табличка с названием «Норд». «Держитесь покрепче, сейчас будем трогаться», – предупреждают нас. Громко и мощно ревут моторы, ледокол трогается.

Рубка на корабле небольшая, именно такая, как многие себе представляют. Штурман лихо крутит штурвал, направляя судно на заданный курс. Задача этого рейса – расчистить акваторию близ Южного речного вокзала.

С борта корабля открываются удивительные виды на зимний город. Особенно впечатляет часть реки, покрытая ледяным панцирем, – выглядит она как ровное заснеженное поле. Чуть поодаль – судо­ходная часть. Там лёд такой, словно его несколько раз перепахали плугом. Тут уже поработали столичные «ледоборцы».

Маленький, но сильный «Норд» в окружении льдин, которые сам же и наломал.
Маленький, но сильный «Норд» в окружении льдин, которые сам же и наломал. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Под мощным давлением

Вот судно доходит до ледяной толщи и начинает лихо вгрызаться в неё, разбрасывая куски расколотого льда по разные стороны от борта. Обращаю внимание на то, что на носу ледокола нет характерного клина, которым, по идее, он должен расчищать путь перед собой. У нашего корабля вместо «резака» что-то похожее на странные балки.

«Это упоры для транспортировки несамоходных плав­средств. Таких, например, как баржи или грунтоотвозные шаланды, – объясняет Григорий Прямушко. – Принцип работы нашего ледокола состоит в том, что он наваливается всем корпусом на лёд и таким образом его ломает. Основная работа приходится на усиленный корпус и носовую часть. А винто-рулевая группа находится в защитных обтекателях. В этом отличие от крупных арктических ледоколов. Это связано с разными условиями на реке и в море».

Процесс понятен, идём дальше. Льда на Москве-реке ещё много, хватит не на один репортаж. Но судоходству он уже никак не помешает.

Капитан-механик Феликс Лобанов уверенно ведёт судно во льдах.
Капитан-механик Феликс Лобанов уверенно ведёт судно во льдах. Фото: АиФ/ Игорь Харинотов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах