В Зеленограде состоялось первое заседание рабочей группы Московской городской Думы по защите лесного массива на северо-западе столицы. Почему парламентарии крупнейшего мегаполиса страны подняли вопрос об изменениях в Лесном кодексе, АиФ.ru рассказывает член рабочей группы, депутат МГД от Зеленограда Андрей Титов.
АиФ.ru: Андрей Михайлович, почему депутаты МГД подняли вопрос об изменениях в Лесном кодексе? Разве их ответственность — это не городские районы и округа?
Андрей Титов: В мае этого года на территориях Московской области, граничащих с нашими поселениями Алабушево и Малино, начались сплошные санитарные вырубки. Это вызвало справедливое возмущение людей: сегодня все понимают, чем чреваты экологические проблемы. Лес — это легкие нашего города.
Активисты пытались остановить лесорубов, но экспертное заключение было категоричным: лес поражен короедом, и, чтобы остановить заражение, заболевшие деревья надо уничтожить. По нормативу, если заболевание коснулось более 70% лесного массива, необходима сплошная санитарная вырубка. По многим оценкам, этот норматив устаревший, и необходимо более бережно заниматься санитарной очисткой, сохранять молодую поросль.
В качестве механизма восстановления лесного массива сегодня в законодательстве есть компенсационные посадки. Однако закон не регулирует точного места, где должны быть высажены новые деревья. По итогам таких сплошных вырубок люди могут остаться без зеленых насаждений вовсе. Это вызывает законное возмущение.
— Почему требуются изменения в Лесном кодексе?
— Изменения назрели давно. Сейчас в рамках рабочей группы мы собираем экспертные мнения, и очень многие специалисты сходятся во мнении, что существующая нормативная база не отвечает реальным проблемам лесопользования в московском регионе. Действующий Лесной кодекс рассматривает лес как промысловую базу, природный ресурс, который можно продать. Может быть, эта точка зрения применима в Сибири и на Дальнем Востоке, где экспорт леса составляет значительную часть экономики.
Но такая логика не применима в Москве и Подмосковье, где лесной массив является важнейшей частью экосистемы и в прямом смысле бережет нас от экологической катастрофы. В московском регионе живут 23 миллиона человек, зарегистрировано 8 миллионов автомобилей, работают тысячи предприятий. Сохранение зеленого массива является для нас вопросом жизни и здоровья. Назрела необходимость в поправках, где была бы зафиксирована эта разница. Для разных регионов страны должны работать различные принципы как лесопользования, так и охраны леса.
— Какие изменения потребуется внести в законодательство?
— На прошлой неделе мы обсуждали детали на заседании специально созданной рабочей группы: в ее состав вошел председатель экологической комиссии Мосгордумы Александр Соловьев, подключились представители Мособллеса, наши средства массовой информации.
Все эксперты сходятся во мнении, что изменения в законодательстве должны быть системными. Требуется зафиксировать норму о том, что лесной план должен стать частью территориального планирования крупных городов. Леса, окружающие населенные пункты, могут рассматриваться как парковое хозяйство: это касается и бережной рубки только для сохранения ландшафта, и соответствующего ухода за деревьями, их лечения, и своевременной уборки территории, вывоза мусора.
— Чтобы исправить ситуацию, нужно менять не только закон, но и то, как будет контролироваться его исполнение. Что предлагается сделать в этом направлении?
— Нужно реформировать систему надзора в лесной сфере. Специалисты очень давно фиксируют, что лесников недостаточно, пресечь нарушения они не могут, так как не хватает полномочий. Рабочая группа Зеленограда считает одним из путей реформирования перевод лесоохраны из ведения субъектов федерации и создание федеральной службы. Забота о лесе — это серьезная задача, и сотрудники лесной охраны должны иметь все ресурсы для борьбы с нарушителями. Должна измениться и подготовка специалистов: работа с промысловым лесом и контроль лесов в таких густонаселенных территориях, как московский регион, отличается. Изменить Лесной кодекс и добиться природоохранных мероприятий, которые соответствуют антропогенной нагрузке на территорию, — это большая задача, не на один год.
— Что можно сделать оперативно?
— Не нужно заполнять законодательные пробелы, чтобы из всех вариантов действий, закрепленных в Лесном кодексе, выбирать наиболее экологичный. Пример неверного подхода к работе со стороны властей Московской области видели на этих выходных все зеленоградцы. Санитарные вырубки около Алабушево и Малино закончились сжиганием порубочных остатков. Городские дворы, улицы оказались в дыму как при лесном пожаре. О людях просто никто не подумал.
Однако закон не заставляет порубочные остатки сжигать — можно их измельчить, вывезти. Сжечь — самый простой и дешевый путь, но исполнители забывают о том, что он самый варварский. Он уничтожает флору и фауну леса, на несколько дней жители соседних населенных пунктов живут в удушающей атмосфере.
Отказаться от включения этого способа в госконтракты — это вопрос не изменения закона, а роста гражданского и экологического сознания. Сейчас в рамках деятельности рабочей группы мы намерены добиться запрета на сжигание при санитарных вырубках в густонаселенных районах столичного региона. К этой инициативе уже подключились активисты, начали сбор подписей в социальных сетях. Эта позиция людей должна дойти до власти.