Жертвами кибермошенничества чаще всего становятся пожилые люди. Aif.ru напоминает, что нужно делать, чтобы нацелившиеся на ваши сбережения аферисты остались ни с чем.
Кража с банковской карты
Похитить ваши денежные средства мошенники пытаются самыми разными способами. Например, скимминг – это хищение информации с карты с помощью специального приспособления – скиммера. Происходит это во время снятия денег или оплаты услуг в банкомате. Устройство может быть сделано в виде накладной клавиатуры или вставляться внутрь картоприёмника. Поэтому при снятии наличных нужно внимательно смотреть, нет ли на банкомате каких-то подозрительных приспособлений.
■ Фальшивый банкомат – аферисты выкупают старые устройства и снабжают их скиммерами. Когда клиент вставляет карту и пытается провести транзакцию, аппарат отказывает в выполнении операции, а мошенники получают данные.
■ Небезопасные приложения – к ним относится и мобильный банк. Похитив телефон, преступник может войти в приложение и воспользоваться картой.
■ Бесплатный Wi-Fi. Киберпреступники могут создавать поддельные Wi-Fi-сети, маскируя их под бесплатные. Когда гаджет подключается к такой сети, все данные, находящиеся на устройстве, оказываются у аферистов. Чаще всего такие сети используют в барах, ресторанах, аэропортах.
■ Загадочные сообщения. СМС-сообщения от якобы попавших в неприятную ситуацию родных, о случайном пополнении счёта с требованием возвратить деньги и т. п. Часто они приходят с поддельных сервисных номеров и дополняются просьбой указать ПИН-код карты.
Фальшивые интернет-магазины
Это один из самых распространённых видов мошенничества. Мошенники берут с покупателя предоплату за товар, который продаётся через «интернет-магазин», и исчезают. Платёжные страницы на таких сайтах только маскируются под официальные, на самом деле жертва переводит деньги на карту злоумышленника или на номер мобильного телефона, с которого он потом снимет деньги. На таких поддельных сайтах мошенники также собирают реквизиты карт, с которых потом незаконно снимают деньги.
Как же отличить поддельные сайты от настоящих?
■ Внимательно изучить адресную строку. Дизайн сайта может полностью копировать оригинальный сайт, но в адресной строке обязательно будет что-то не так, хотя бы один символ.
■ Сайт новый, о нём нет информации в интернете.
■ Тексты на сайте могут быть с ошибками и с неработающими ссылками.
■ Дизайн страницы, на которой вводится одноразовый пароль, может отличаться от привычного дизайна банка, выдавшего карту. Стоит насторожиться, если название магазина написано кириллицей, а не латинскими буквами, как в легальных платёжных системах.
■ Вместо названия магазина на аутентификационной странице значатся символы P2P, PEREVODNAKARTU или CARD2CARD, то есть информация о переводе средств с карты на карту.
■ После введения одноразового пароля приходит сообщение, что пароль неверный, и поступает просьба ввести новый пароль. На самом деле так мошенники пытаются провести новую операцию.
Персональные данные
Они содержатся в паспорте, должны храниться в защищённом месте и использоваться только для конкретной цели. Стоит насторожиться, когда копию вашего паспорта делают без вашего согласия.
Чтобы обезопасить себя, предоставляйте персональные данные только проверенным людям и компаниям, когда это действительно необходимо. Не позволяйте копировать все страницы паспорта – первой и страницы с пропиской вполне достаточно. И по возможности напишите на копии паспорта, куда именно она будет предоставлена, либо замажьте или зачеркните личную подпись.
Три шага к спасению денег
1. Как только вам стало понятно, что картой пользуется мошенник, нужно срочно созвониться с обслуживающим банком (номер телефона есть на тыльной стороне карты – см. фото внизу), поставить его в известность и заблокировать карту.
2. Затем пойти в офис банка с паспортом и написать заявление о несогласии с проведённой транзакцией.
3. Оформить заявление в полицию о краже денег с карты.
Банк проводит расследование в течение месяца. При отрицательном решении по возврату средств можно подавать документы в суд.