В психоневрологических интернатах проживают люди с особенностями здоровья. Зачастую им нужна помощь разных профильных специалистов. Психологи, социальные работники, педагоги, тренеры, юристы и другие сотрудники выбирают программу и методики реабилитации для каждого персонально. В стенах учреждения создаются все условия для активной жизни и развития человека. А еще помогают адаптироваться в социуме, когда человек покидает учреждение.
Рассказываем истории трех героев, судьбы которых сложилась по-разному, но каждому из них в интернате помогли найти свой путь и обрести уверенность в себе.
Дима
Дмитрий Кирпичев переехал в психоневрологический интернат после детского дома, где он вырос. В интернате ему помогли, и через некоторое время он начал жить самостоятельно в своей квартире. Парень встречается с девушкой, дружит с ее родителями. Об интернате вспоминает с теплотой.
«Говорят, сложно создать свою семью, когда нет примера перед глазами. Но моей семьей был интернат. Там меня научили всему: от мытья посуды и оплаты коммунальных платежей до освоения музыки и спорта. Я благодарен сотрудникам интерната, благодаря которым моя жизнь сложилась», — делится Дима.
Перед выпуском важно научиться думать, принимать решения, вести быт самостоятельно: гладить, стирать, оплачивать коммунальные платежи и т. д. Все это Дима изучал с социальными реабилитологами. Также сотрудники учреждения помогли ему в подготовке необходимых документов для получения квартиры.
Парень добился больших успехов в спорте. Выступал на городских и даже всероссийских турнирах, становился призером международных чемпионатов, например Всемирных летних Специальных Олимпийских игр по софтболу, которые проходили в Афинах.
«Прививая нашим подопечным любовь к спорту, мы прежде всего стараемся воспитать в них командный дух, взаимовыручку, спокойствие и уверенность в себе», — говорит Виктор Суродин, директор психоневрологического дома-интерната.
А еще Дима увлекался музыкой. Его наставником стал профессиональный музыкант, социальный педагог интерната Валерий Мизонов.
«Когда Дима рассказал о своём желании играть, мы сразу нашли инструмент и стали заниматься. Слушали мелодии, обсуждали, какие эмоции они вызывают и с чем ассоциируются. Постепенно у Димы складывались свои музыкальные предпочтения», — вспоминает Валерий Мизонов, бывший музыкальный педагог психоневрологического дома-интерната.
После выпуска сотрудники не оставляют бывших подопечных и поддерживают с ними связь: проводят спортивные игры, ходят в театр, гуляют в парке и просто созваниваются.
«Мы созваниваемся с Димой, разговариваем о жизни и, конечно, о музыке. Раньше он любил рок, но сейчас отдаёт предпочтение более лиричной музыке и классике. Мне как учителю, конечно, приятно, что увлечение он не забросил, а, наоборот, продолжил развиваться в этом направлении. Значит, все было не зря!» — говорит Валерий Мизонов.
Вика
У Вики история похожая: детский дом, интернат. Специалисты помогли ей подготовиться к самостоятельной жизни и осуществить мечту: жить в собственной квартире.
Для начала девушку переселили в отдельную комнату, помогли трудоустроиться, составили индивидуальный план занятий в учебной квартире. Ее учили вести домашнее хозяйство, оплачивать счета, оформлять документы и многим другим делам, с которыми человек сталкивается в быту. Наставником и доверенным лицом девушки стала одна из сотрудниц интерната: врач-психиатр Зоя Анашкина.
«Зоя Васильевна часто брала меня на выходные к себе домой, а летом — на дачу. Мы гуляли, болтали обо всем, собирали цветы, пекли пироги с яблоками. Я прониклась атмосферой уюта и гостеприимства, ее дом стал для меня примером», — рассказывает Виктория.
Важным шагом на пути к самостоятельной жизни стало обучение в колледже. Девушка сомневалась в своих силах и долго не могла определиться с будущей профессией. Зоя Анашкина поддержала инициативу девушки выучиться на кондитера.
«Когда дело подошло к окончанию колледжа, Вика уже имела неплохой трудовой стаж, умела о себе позаботиться и вообще была довольно самостоятельной. Нужно было материально подготовиться к выпуску из интерната для того, чтобы меблировать квартиру, купить необходимую технику и вообще иметь финансовую подушку безопасности. Но деньги у Вики совершенно не держались. Тогда я помогла распланировать ее финансы: зарплату она стала откладывать, а пенсию тратила. Мы вместе контролировали расходы, и это помогло накопить внушительную сумму, которая при переезде стала ей большим подспорьем», — рассказывает Зоя Анашкина.
Вика и наставница ходили по мебельным магазинам, обсуждали цветовую гамму. Зоя Васильевна приезжала, когда приходили замерщики или производилась доставка, чтобы поддержать свою воспитанницу в незнакомой ситуации.
«Раньше Вика долго раздумывала, ждала нашего одобрения и поддержки. Сейчас она уже адаптировалась и понимает, какие вещи можно делать, с какими можно подождать. Очень рада, что сумела убедить ее получить образование, ведь сейчас оно стало для нее настоящей опорой, источником уверенности в себе!» — говорит Зоя Анашкина.
Зоя Васильевна вышла на пенсию, но не оставляет заботу о своей подопечной. Созванивается, приезжает в гости, готовит подарки. Она по-прежнему в курсе всего, что происходит в жизни ее выпускницы.
Саша
Александр, в отличие от предыдущих героев, попал в интернат уже во взрослом возрасте. Решение приняли его родители. В интернате Саша живет 15 лет.
«Решение доверить ребенка специалистам психоневрологического интерната далось мне нелегко: Саша — мой единственный сын! Хотелось для него совершенно другого будущего. Но я понимала, что его поведение может быть опасным и для него, и для окружающих. В интернате есть главное: безопасность. И я постаралась защитить своего ребенка», — рассказывает Ольга, мама подопечного психоневрологического интерната.
Проанализировав его поведение, психологи поняли, что мужчине нужна самореализация, и предоставили ему площадку для творчества.
«Саша пишет стихи и очень хорошо их читает. Мы стали рассказывать ему о предстоящих мероприятиях, просили написать стихи к праздникам. Он с удовольствием выполняет такие творческие задания, выступает и радует всех своим творчеством», — рассказывает Оксана Сусарова, заместитель директора по социальной работе психоневрологического интерната.
В интернате работает театр, где Саша тоже реализует себя. В репертуаре труппы — добрые сказки в современной интерпретации. Их дополняют красивые танцевальные и музыкальные номера, что очень нравится всем подопечным. Часто подобные мероприятия проходят на улице. Здесь есть специально оборудованные для этого площадки. Все как в настоящем театре: сцена, яркие костюмы, грим, музыка.
По словам психологов, такие активности помогают ребятам направить их энергию в нужное русло и создать позитивный эмоциональный фон. На концерты всегда приглашают родственников и друзей проживающих. Мама Александра не исключение. Но и в другое время женщина регулярно навещает сына.
Из-за непростой эпидемиологической ситуации массовые мероприятия сейчас не проводятся. Подопечным интерната предложены другие активности: киносеансы, онлайн-встречи с волонтерами, занятия малыми группами. С близкими людьми ребята поддерживают связь по видео. Специалисты по реабилитации и психологи помогают в этом.
«Пока Саша тут живет, у нас с персоналом сложились доверительные отношения. По телефону мне рассказывают, как обстоят дела. Я знаю, что Саша не всегда может правильно оценить свои потребности, а разговор с сотрудником обычно очень помогает разобраться. А когда я не могу навестить его, мы используем стационарный телефон интерната, стараемся таким образом избежать использования интернета, который не всегда желателен для моего сына ввиду его особенностей и склонности к возбудимости. Мы заранее договариваемся с социальным работником о сеансе связи и общаемся с Сашей столько, сколько захотим», — рассказывает Ольга.
Саша проводит время с родителями в «домашнем отпуске». Обычно он гостит у своего отца по выходным. Сейчас эта традиция приостановилась, потому что его родители — пожилые люди и сами находятся в зоне риска.
«У нас в „домашних отпусках“ находятся 13 человек, чему мы очень рады, ведь каждому нужно тепло родного человека. Поэтому, когда родитель пишет заявление об отпуске своего ребенка, мы всегда стараемся пойти навстречу. Но предварительно напоминаем, что может взволновать человека, каких действий следует избегать. Те, кому назначена терапия, должны продолжать ее дома под чутким контролем родственников», — говорит Оксана Сусарова.
Непростая эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы. Перед визитом в интернат родственников просят сдать тест на наличие коронавирусной инфекции, а при невозможности личных встреч помогают организовать видеосвязь через соцсети, мессенджеры или видеозвонки. Ведь очень важно чувствовать тепло и поддержку родных.
В Москве в системе социальной защиты работает 21 психоневрологический интернат. Здесь проживает около 12 тысяч человек, четверть из них имеют родных в Москве. Для большинства проживающих сотрудники интернатов становятся самыми близкими людьми, принимающими активное участие в их жизнеустройстве.