В ближайшие три месяца воспитатели столичных детских садов будут состязаться за титул «Воспитатель года Москвы-2022» в конкурсе «Педагоги года Москвы». О том, чем сегодня живёт столичный детский сад, «АиФ» поговорил с обладателем награды прошлого года, воспитателем школы № 1980 в районе Южное Бутово Татьяной Аникеевой.
Самое важное — мотивация к обучению
— Татьяна Сергеевна, вы были детсадовским ребёнком?
— Да, я ходила в сад, в памяти остались очень позитивные моменты. Помню своего воспитателя Веру Прокофьевну — сколько она с нами играла, разговаривала, сколькому научила! Думаю, тогда-то мне неосознанно и понравилась эта профессия.
— Современные родители очень тщательно выбирают детский сад, многого от него ждут. На что они вправе рассчитывать?
— Действительно, родители ждут не только присмотра и ухода. Им важно, чтобы ребёнок развивался, осваивал различные навыки и получал знания. Но я хочу всем сказать, что мы не учим детей как в школе. В дошкольном возрасте давать деткам всё, что позволит им потом успешно обучаться в первом классе, продуктивнее через игру. Это развитие речи, познавательных процессов, внимания, мышления, памяти. Мы формируем элементарные математические представления, художественно-эстетические навыки — рисуем, лепим, делаем аппликации, занимаемся музыкой. Не забываем о физкультуре.
— Учат ли в детском саду читать и писать?
— Нет, мы формируем основы грамотности, развиваем звуковую культуру, фонематический слух, чтобы ребёнок умел различать звуки, — то, что впоследствии понадобится ему в школе при обучении чтению и письму. Тренируем умение правильно держать карандаш. То есть школе мы оставляем её функцию учить, а сами готовим детей к тому, чтобы принимать ту информацию, которую им даст учитель. Я встречаю родителей, нацеленных в четыре года начинать учить ребёнка читать и писать. Мы пытаемся объяснить, что гораздо важнее правильно говорить, произносить звуки. А самое важное (с этим, думаю, согласятся учителя начальных классов) — сформировать мотивацию к обучению. Если ребёнок не готов получать знания, это хуже, чем если он приходит в школу не умеющим читать.
— Какое образование должно быть у воспитателя сегодня?
— Лично у меня психологическое образование. Также я прошла обязательное обучение, чтобы работать воспитателем с детьми дошкольного возраста. В педагогике вообще нужно постоянно учиться, в воспитании и образовании без конца появляются новые направления, я хочу идти в ногу со временем. Например, сейчас прохожу курсы повышения квалификации по STEM-технологиям: как вести в детском саду эксперименты с живой и неживой природой, как преподавать лего-конструирование, робототехнику и т. д. Наш детский сад готовится стать инновационной площадкой по этому направлению, есть желание, кадры и оборудование, поэтому мы с коллегами учимся на курсах.
— Участники конкурса «Воспитатель года Москвы» прошлого года должны были проводить с детьми игры, эксперименты, квесты. Мечта любого ребёнка! Сколько этого в реальном детском саду?
— Для развлечения у нас есть досуговая деятельность, мы можем приурочить её к какому-то празднику или другому событию. Кстати, спомощью квестов педагог попутно решает познавательно-образовательные задачи. Дети не устают, они мотивированы выполнять задание за заданием. Так что периодически я готовлю квесты и включаю их в работу.
Настрой родителей передаётся ребёнку
— Дети одного возраста сейчас очень разные. В три года кто-то ещё в памперсах, а кого-то родители уже водят в кружки и учат читать. Как воспитатель справляется с такой многоликой группой?
— Вы правы, дети сильно отличаются. Для этой ситуации у нас есть индивидуальный подход. Взять то же рисование. Один малыш послушал моё объяснение вместе со всеми и нарисовал, а с другим ребёнком нужно сесть рядом, поработать — и у него всё получится. Ещё беседуем с родителями. С одной стороны, благодаря интернету и общению между собой они много чего знают сами. С другой — дети проводят в саду больше времени, чем дома, и воспитателю заметнее некоторые моменты, поэтому мы подсказываем, на что обратить внимание, с чем поработать и т. д. К счастью, взрослые прислушиваются.
— Родительские чаты в детских садах в ходу?
— У нас есть чат: сообщаем актуальную информацию, общаемся с родителями, делимся фотографиями, потому что всем очень интересно, что дети делают в течение дня. Я много фотографирую, это моя инициатива, никто не требует. Конечно, получаю разрешение от мам и пап, что они не против публикации портретов своего ребёнка в общем чате.
— Чему, по вашему опыту, семья должна научить ребёнка, который впервые пойдёт в сад в три года?
— Из обязательного — умение пользоваться ложкой и чашкой. Я сталкивалась с детками, которые не умели держать чашку и не знали, как из неё пить. Встречала четырёхлетних детей, не подозревающих, с какой стороны подступиться к колготкам. Мамы мне говорят: «Нам проще самим надеть, зато обойдётся без капризов и быстрее». Я рекомендую давать детям больше самостоятельности, учить их хотя бы по минимуму обслуживать себя. Так им будет проще в детском саду.
— Какое отношение у воспитателей к подгузникам у детсадовского ребёнка?
— К трём годам дети должны быть отучены от памперсов. Допустимо надевать их во время дневного сна. И то стараемся поднять ребёнка, отвести в туалет. Детей, которые приходят к нам в подгузниках, мы отучаем только после периода адаптации. До этого — ни в коем случае.
— Разрешаете ли вы приносить в сад собственные игрушки?
— Если ребёнок утром плачет и не хочет уходить из дома без какой-то игрушки, не отбирайте её у него. Пусть ему будет спокойнее от того, что у него есть что-то своё, он легче перенесёт разлуку с родителями.
— Что вы скажете беспокойным родителям, которым сложно оставаться в неизвестности, когда они в первый день привели малыша и оставили его с чужими людьми?
— Когда родители только приводят детей, мы советуем им не волноваться самим, так как их настрой передаётся ребёнку. Не стойте за дверью, прислушиваясь. Мамочка, папочка, погуляйте часик-два, успокойтесь. Можно заранее, после записи в детский сад, встретиться с воспитателем, поговорить, чтобы проникнуться к нему доверием. Пообщайтесь с другими родителями в интернете, во дворе, с людьми, ведущими детей из детского сада.
— Наверное, после вашей победы в конкурсе все хотят попасть к вам в группу?
— Не знаю, насколько конкурс сыграл роль. В прошлом году я выпустила подготовительную группу, а сейчас у меня детки 3-4 лет. Ко мне привели младших детей родители моих выпускников, они меня знают, мне доверяют. Кто-то пришёл по их рекомендации.
Будьте собой
— Во время участия в «Воспитателе года Москвы» вы подметили что-то интересное у других конкурсантов?
— Мне очень понравился опыт лаборатории по экспериментированию, как раз это я сейчас изучаю, и проектная деятельность.
— У вас тоже есть проекты?
— Да. Например, сейчас в нашем детском саду проектная деятельность связана с темой телевидения. Мы знакомим детей с этой сферой, рассказываем, какие профессии нужны, составляем план, какие у нас будут рубрики, и дети выступают в качестве операторов, режиссёров, корреспондентов. Ещё мы вели проекты, посвящённые Олимпиаде. Главный результат проекта — продукт на выходе. Это рисунки, поделки, мультфильм, сказка, что угодно.
— Как вы считаете, что помогло вам победить?
— Это была командная работа Городского методического центра, коллег. Из личных качеств — умение собраться, несмотря на колоссальное волнение. Кстати, я ждала атмосферы страшной конкуренции. Конкуренция наблюдалась, но совершенно здоровая. Более того, все друг друга поддерживали. Мы похожи: ищем интересные педагогические подходы.
На московском этапе я работала с детьми из нашего детского сада. На всероссийском конкурсе в Сочи — с незнакомыми ребятами. Они видели меня первый раз в жизни, я волновалась, потому что задумано одно, а как дети отреагируют, никто не может знать. Они прекрасно приняли нового человека, были активными. На какой-то минуте я отключилась от присутствия жюри и просто получала удовольствие от общения с детьми.
Конкурсантам этого года хочу дать советы. Конкурс идёт в бешеном темпе, с затратой энергии, поэтому правильно распределяйте силы, при подготовке ничего не оставляйте на потом. И будьте собой, не переигрывайте. Покажите свои сильные стороны. Полностью побороть волнение не получится: все мы люди, все переживаем. Но помните, что оцениваются не только наши профессиональные качества, но ещё и личность педагога.
Заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Илья Новокрещенов:
— Сложилось устойчивое впечатление, что конкурсы профессионального мастерства — это своеобразная ярмарка тщеславия, когда собираются очень активные педагоги и предъявляют экспертам что-то образцово-показательное. Но в последние годы содержание конкурсов настолько поменялось, что говорить о конкурсе как о витрине, на которой выставляют лучшие практики, уже не приходится. По сути, он становится одним из способов повышения квалификации для любого участника вне зависимости от формальных результатов конкурса.
Представьте себе картину: в одном месте собираются самые активные, самые азартные коллеги, готовые воспринимать опыт друг друга. Это общение людей, нацеленных на настоящие результаты труда, что всегда очень вдохновляет. Они не просто воспринимают новую практику, а обсуждают свои успехи и неудачи. Заряжающее общение увлечённых профессионалов, сама среда активных педагогов может дать человеку очень многое для личного и профессионального развития.
Конкурсы развиваются. К их подготовке мы привлекаем в том числе наших бывших победителей, они дают нам полезные подсказки, которые помогают сделать состязание полезным для всех участников. Да и само время диктует необходимость такого развития, например, когда речь идёт о командной работе. Сегодня школа — это то место, где вокруг конкретного ребёнка ради его настоящего и будущего собирается целая группа взрослых. У них единая цель: помочь ему развить его таланты и способности. Так и возникает педагогическая команда. Поэтому конкурс «Педагоги года Москвы» объединяет самых разных специалистов: учителей, воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования и других. Мы предлагаем им множество номинаций. Предоставляем нашим педагогам широкий выбор, чтобы педагогический работник нашёл новую грань себя. В интересах каждого ребёнка. И для общей пользы.