Примерное время чтения: 7 минут
1177

Без прошлого нет будущего. Как в Москве восстанавливают исторические здания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Зона без самогона 30/09/2020
В Доме Наркомфина снова можно жить, а скоро откроют кафе.
В Доме Наркомфина снова можно жить, а скоро откроют кафе. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Несмотря на то что за более чем 8 веков столица неодно­кратно перестраивалась, расширялась и даже горела, мы и сегодня можем найти в Москве тот город, который знали наши далёкие предки.

Хранить «зело старыя вещи»

Сегодня во всём мире отношение к историческому и ­культурному наследию можно назвать беспрецедентным. ­Беречь и хранить шедевры искусства и архитектуры, памятники и реликвии для будущих поколений стало аксиомой ­современного общества и признаком его «цивилизованности». Опыт Москвы и России в вопросах охраны наследия уходит в глубину веков. Первые свидетельства научного интереса государства к памятникам старины относятся ко второй половине XVII в. Тогда под Курском были обнаружены «вшедшие в землю, неведомо чьи палаты». Курский воевода велел составить подробный план и даже уведомил царя Алексея Михайловича. Благодаря чему мы, живущие сегодня, узнали про Ратское городище IX в. Затем уже Пётр Великий издал указ о сохранении ­«вещей старых изрядных» и ввёл понятия «старыя», «зело старо и необыкновенно», «куриозные вещи». Побывав в Казани и осмотрев руины средневековой столицы Волжской ­Булгарии, Пётр I велел каменщикам ­укрепить обрушающиеся стены, дабы ­сохранить древний город для потомков.

Вершиной законотворчества в отношении наследия стал сенатский указ 1848 г. Примечательно, что поводом для его издания послужило сообщение о разрушении крепостной стены в Коломне. Указ предписывал «строго воспретить разрушать памятники древности и непременно блюсти за их сохранением». Так под охрану государства попадали все архитектурные ­памятники империи.

История на улицах Москвы

Сегодня люди хотят учить историю не только по литературным трудам и музейным ­экспонатам, они хотят ощущать себя потомками прошлых поколений, гуляя по улицам, любуясь старинными зданиями, посещая усадьбы и места, с которыми связана летопись города и ­целой страны. К вопросам охраны памятников и их последующей реставрации Москва подошла основательно и вдумчиво, бережно и эстетично. Ведь зачастую объекты культурного наследия столицы – достояние не только наше, но и всей ­мировой цивилизации. Присваивая ­охранный статус старинным зданиям, дворцам и усадьбам, а затем проводя реставрацию, город не только сохраняет архитектурные реликвии, но и защищает здания от нерадивых собственников и арендаторов. С каждым годом число таких ­памятников истории и архитектуры столицы растёт. Если в 2019 г. Департаментом культурного наследия было выдано 420 разрешений на реставрационные и восстановительные работы, то за 1-е полугодие ­2020-го – уже 590.

«Одно из главных направлений развития города – это сохранение культурного наследия, сохранение памяти. И именно поэтому самые первые активные шаги, которые мы предпринимали в городе, – это шаги по возрождению городской исторической среды. Практически все исторические улицы в Моск­ве сегодня реконструированы, здания отреставрированы, подсвечены, освобождены от рекламы, и сегодня они смотрятся совсем по-иному. Когда мы рассуждаем о культуре, необходимо говорить не только об уникальных жемчужинах, но и в ­целом о городской среде. Она должна быть приспособленной для жизни горожан и, конечно, сохранять свою историю, своё знание о прошлом. Без знания о прошлом, без культуры ­прош­лого невозможно построить будущее», – сказал мэр Москвы Сергей ­Собянин.

Там гостили Пушкин и Карамзин

Только за последние 9 лет в Москве возвращены к жизни 1,5 тыс. исторических зданий и памятников архитектуры. Перед началом всех подобных работ проводятся скрупулёзные исследования, а затем описание особенностей здания или сооружения, являющееся основанием для включения его в реестр объектов культурного наследия и подлежащее обязательному сохранению. Это означает, что памятник архитектуры ­берётся под охрану.

Буквально на днях такой статус был утверждён Департаментом культурного наследия Москвы для бывшей городской усадьбы Бутурлиных в Госпитальном переулке. Граф Бутурлин был одним из образованнейших людей своего времени: ­писал ­стихи на французском, играл на разных инструментах, коллекционировал картины и официально ­числился директором Эрмитажа. Его дом часто посещали Николай Карамзин, Пётр Вяземский, а в детстве бывал и Александр Пушкин.

В доме графа Бутурлина бывали Николай Карамзин, Пётр Вяземский. Известно, что в детстве усадьбу посещал Александр Пушкин.
В доме графа Бутурлина бывали Николай Карамзин, Пётр Вяземский. Известно, что в детстве усадьбу посещал Александр Пушкин. Фото: mos.ru

«Бутурлин был страстным садо­водом, а также библиофилом, хозяином одного из крупнейших в Европе книжных собраний. Оно насчитывало 40 тыс. томов. Примечательно, что свою библиотеку он сделал публичной. Владение сгорело в пожаре 1812 г., было восстановлено, но былого великолепия уже не осталось. Усадьба переходила от владельца к владельцу, облик главного дома и флигелей менялся. Сейчас в усадьбе соединились две эпохи: XVIII и XIX вв., классицизм и ампир», – рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

В XIX в. в усадьбе сменилось много владельцев из купеческого сословия. Предприимчивые дельцы превратили её в жилые дома и сдавали там комнаты в аренду. В советское время в ней располагались корпуса ткацкой фабрики, однако ­чудом сохранились исторический облик фасадов, лепной декор, изящные барельефы. После научных исследований был определён и утверждён предмет охраны усадебного комплекса. В него вошли его местоположение и все ценные элементы архитектуры. Кроме того, эксперты отметили и ­частично оставшуюся внутреннюю планировку и интерьеры. Архитектурный комплекс обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. Алексей Емельянов отметил, что теперь реставрацию усадебного комплекса можно будет проводить только с учётом предмета его охраны.

Новая жизнь старины

Во всём мире принято привлекать инвесторов к реставрации культурного наследия. По принципу «1 евро за 1 метр» новую жизнь вдохнули в ­старинные французские шато и шотландские замки, итальянские палаццо и средневековые соборы. Условия московской программы аренды позволяют инвесторам арендовать исторические здания на 49 лет по ставке «один рубль за один квадратный метр» в год. Однако льгота начинает действовать только после того, как зданию вернут ­исторический облик. Побороться за право аренды объектов культурного наследия инвесторы могут на открытых аукционах.

Например, этим летом завершилась реставрация памятника эпохи конструктивизма – ­Дома Наркомфина на Новинском бульваре, а ведь долгое время памятник архитектуры находился в аварийном состоянии. Его трижды включали в список «100 главных зданий мира, ­которым грозит уничтожение». В результате было сделано практически невозможное. Реставрированы не только стены и интерьеры, удалось возродить уникальную жилую среду, в которой новаторские идеи архитекторов 1930-х гг. соединены с современностью. Историческое здание родилось вновь, оно снова стало обитаемым, и скоро там откроются кафе, книжные магазины, культурные ­площадки.

В восстановлении облика города произошёл настоящий прорыв. На смену антинаучному, поверхностному новоделу, стилизованному под старину, пришла вдумчивая и исторически верная реставрация. Благодаря бережной работе профессионалов сегодня мы можем увидеть ту Москву, в которой жили Пушкин, Карамзин, Белинский, Гоголь, Грибоедов и многие ­другие великие люди.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах