Несмотря на то что за более чем 8 веков столица неоднократно перестраивалась, расширялась и даже горела, мы и сегодня можем найти в Москве тот город, который знали наши далёкие предки.
Хранить «зело старыя вещи»
Сегодня во всём мире отношение к историческому и культурному наследию можно назвать беспрецедентным. Беречь и хранить шедевры искусства и архитектуры, памятники и реликвии для будущих поколений стало аксиомой современного общества и признаком его «цивилизованности». Опыт Москвы и России в вопросах охраны наследия уходит в глубину веков. Первые свидетельства научного интереса государства к памятникам старины относятся ко второй половине XVII в. Тогда под Курском были обнаружены «вшедшие в землю, неведомо чьи палаты». Курский воевода велел составить подробный план и даже уведомил царя Алексея Михайловича. Благодаря чему мы, живущие сегодня, узнали про Ратское городище IX в. Затем уже Пётр Великий издал указ о сохранении «вещей старых изрядных» и ввёл понятия «старыя», «зело старо и необыкновенно», «куриозные вещи». Побывав в Казани и осмотрев руины средневековой столицы Волжской Булгарии, Пётр I велел каменщикам укрепить обрушающиеся стены, дабы сохранить древний город для потомков.
Вершиной законотворчества в отношении наследия стал сенатский указ 1848 г. Примечательно, что поводом для его издания послужило сообщение о разрушении крепостной стены в Коломне. Указ предписывал «строго воспретить разрушать памятники древности и непременно блюсти за их сохранением». Так под охрану государства попадали все архитектурные памятники империи.
История на улицах Москвы
Сегодня люди хотят учить историю не только по литературным трудам и музейным экспонатам, они хотят ощущать себя потомками прошлых поколений, гуляя по улицам, любуясь старинными зданиями, посещая усадьбы и места, с которыми связана летопись города и целой страны. К вопросам охраны памятников и их последующей реставрации Москва подошла основательно и вдумчиво, бережно и эстетично. Ведь зачастую объекты культурного наследия столицы – достояние не только наше, но и всей мировой цивилизации. Присваивая охранный статус старинным зданиям, дворцам и усадьбам, а затем проводя реставрацию, город не только сохраняет архитектурные реликвии, но и защищает здания от нерадивых собственников и арендаторов. С каждым годом число таких памятников истории и архитектуры столицы растёт. Если в 2019 г. Департаментом культурного наследия было выдано 420 разрешений на реставрационные и восстановительные работы, то за 1-е полугодие 2020-го – уже 590.
«Одно из главных направлений развития города – это сохранение культурного наследия, сохранение памяти. И именно поэтому самые первые активные шаги, которые мы предпринимали в городе, – это шаги по возрождению городской исторической среды. Практически все исторические улицы в Москве сегодня реконструированы, здания отреставрированы, подсвечены, освобождены от рекламы, и сегодня они смотрятся совсем по-иному. Когда мы рассуждаем о культуре, необходимо говорить не только об уникальных жемчужинах, но и в целом о городской среде. Она должна быть приспособленной для жизни горожан и, конечно, сохранять свою историю, своё знание о прошлом. Без знания о прошлом, без культуры прошлого невозможно построить будущее», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Там гостили Пушкин и Карамзин
Только за последние 9 лет в Москве возвращены к жизни 1,5 тыс. исторических зданий и памятников архитектуры. Перед началом всех подобных работ проводятся скрупулёзные исследования, а затем описание особенностей здания или сооружения, являющееся основанием для включения его в реестр объектов культурного наследия и подлежащее обязательному сохранению. Это означает, что памятник архитектуры берётся под охрану.
Буквально на днях такой статус был утверждён Департаментом культурного наследия Москвы для бывшей городской усадьбы Бутурлиных в Госпитальном переулке. Граф Бутурлин был одним из образованнейших людей своего времени: писал стихи на французском, играл на разных инструментах, коллекционировал картины и официально числился директором Эрмитажа. Его дом часто посещали Николай Карамзин, Пётр Вяземский, а в детстве бывал и Александр Пушкин.
«Бутурлин был страстным садоводом, а также библиофилом, хозяином одного из крупнейших в Европе книжных собраний. Оно насчитывало 40 тыс. томов. Примечательно, что свою библиотеку он сделал публичной. Владение сгорело в пожаре 1812 г., было восстановлено, но былого великолепия уже не осталось. Усадьба переходила от владельца к владельцу, облик главного дома и флигелей менялся. Сейчас в усадьбе соединились две эпохи: XVIII и XIX вв., классицизм и ампир», – рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
В XIX в. в усадьбе сменилось много владельцев из купеческого сословия. Предприимчивые дельцы превратили её в жилые дома и сдавали там комнаты в аренду. В советское время в ней располагались корпуса ткацкой фабрики, однако чудом сохранились исторический облик фасадов, лепной декор, изящные барельефы. После научных исследований был определён и утверждён предмет охраны усадебного комплекса. В него вошли его местоположение и все ценные элементы архитектуры. Кроме того, эксперты отметили и частично оставшуюся внутреннюю планировку и интерьеры. Архитектурный комплекс обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. Алексей Емельянов отметил, что теперь реставрацию усадебного комплекса можно будет проводить только с учётом предмета его охраны.
Новая жизнь старины
Во всём мире принято привлекать инвесторов к реставрации культурного наследия. По принципу «1 евро за 1 метр» новую жизнь вдохнули в старинные французские шато и шотландские замки, итальянские палаццо и средневековые соборы. Условия московской программы аренды позволяют инвесторам арендовать исторические здания на 49 лет по ставке «один рубль за один квадратный метр» в год. Однако льгота начинает действовать только после того, как зданию вернут исторический облик. Побороться за право аренды объектов культурного наследия инвесторы могут на открытых аукционах.
Например, этим летом завершилась реставрация памятника эпохи конструктивизма – Дома Наркомфина на Новинском бульваре, а ведь долгое время памятник архитектуры находился в аварийном состоянии. Его трижды включали в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». В результате было сделано практически невозможное. Реставрированы не только стены и интерьеры, удалось возродить уникальную жилую среду, в которой новаторские идеи архитекторов 1930-х гг. соединены с современностью. Историческое здание родилось вновь, оно снова стало обитаемым, и скоро там откроются кафе, книжные магазины, культурные площадки.
В восстановлении облика города произошёл настоящий прорыв. На смену антинаучному, поверхностному новоделу, стилизованному под старину, пришла вдумчивая и исторически верная реставрация. Благодаря бережной работе профессионалов сегодня мы можем увидеть ту Москву, в которой жили Пушкин, Карамзин, Белинский, Гоголь, Грибоедов и многие другие великие люди.