21 ноября 2019 года началось движение по первым двум Московским центральным диаметрам (МЦД). По словам главы столичного дептранса Максима Ликсутова, за прошедших с этой даты 4 года количество станций транспортной сети выросло до 136.
Уже четыре ветки
За 4 года по МЦД пассажиры совершили более 725 миллионов поездок.
«Московские центральные диаметры — это большой транспортный проект не только Москвы, но всего Центрального транспортного узла, — сообщил сегодня Ликсутов. — Мэр Москвы Сергей Собянин лично курировал запуск наземного метро. Миллионы москвичей и жителей Подмосковья получили возможность пользоваться диаметрами с тактовым расписанием, билетной системой Московского транспорта, современными поездами и обновляемой инфраструктурой. Диаметры востребованы пассажирами. Рекордный пассажиропоток на D1 составляет 272 тысячи поездок в сутки, на D2 — 360 тысяч, на D3 — 443, на D4 — 264 тысячи».
Появились диаметры на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла и удачно вписались в систему городского транспорта.
21 ноября 2019 года запустили сразу два — «Белорусско-Савеловский» МЦД-1 и «Курско-Рижский» МЦД-2. Линии протянулись от Одинцова к Лобне и от Нахабина к Подольску соответственно.
В нынешнем году сеть наземного метро увеличилась сразу вдвое: подоспели «Ленинградско-Казанский» МЦД-3 и «Калужско-Нижегородский» МЦД-4. Один связал Зеленоград с подмосковным Раменским, а другой — Апрелевку, Внуково с микрорайоном Железнодорожным Балашихи.
История продолжается
Запуск МЦД изменил транспортные привычки москвичей и сразу продемонстрировал отличные результаты. Благодаря работе МЦД-1 и МЦД-2 соседние линии метро разгрузились до 12%. Такой же эффект получился и после запуска двух следующих линий. На 12% снизилась нагрузка на станцию «Рязанский проспект» Таганско-Краснопресненской линии метро, на 10% разгрузилась «Комсомольская» Сокольнической линии, снизился пассажиропоток на станциях «Курская» Арбатско-Покровской, «Новокосино» Калининской линий, стало свободнее на «Киевской» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловской» Люблинско-Дмитровской.
К тому же теперь меньше машин на прилегающих автомагистралях: Ленинградском, Новорязанском, Косинском, Киевском, Боровском, Носовихинском шоссе, на Шоссе Энтузиастов, Рязанском и Октябрьском проспектах.
История с диаметрами продолжается: строятся новые московские городские вокзалы Митьково D3 и Петровско-Разумовская D1, реконструируют станции Беговая, Рижская, Малино, а также Курский вокзал.
Параллельно идёт обновление подвижного состава: до конца 2024 года поезда прошлого поколения заменят на новые на маршрутах дальних пригородных зон МЦД-3. На МЦД-4 полностью обновить подвижной состав планируется к концу 2025 года. В планах Дептранса дальнейшее развитие Центрального транспортного узла: появятся диаметральные маршруты до крупных региональных центров — Калуги, Твери, Тулы, Рязани, Ярославля и других.
Кстати
Самыми популярными станциями МЦД нынешней осенью стали Выхино, Одинцово, Железнодорожная, Зеленоград-Крюково и Царицыно. В совокупности ими пользуются больше 160 тысяч человек в сутки.