В четверг, 15 мая, на площади возле станции «Сокольники» состоялся праздник, посвященный 90-летию московского метро. Для гостей заготовили массу занимательных активностей и даже ретровагон. На празднике побывал корреспондент aif.ru.
То самое эскимо
Алла Аникина выходит из фотобудки со свеженьким историческим снимком в руках.
«Замечательная задумка, — говорит она. — Совсем как в старые времена в фотоателье, только всё гораздо быстрее и современнее. Такая незабываемая память об этой дате останется. Мы сходили в фотоателье, в киоск „Союзпечати“, попробовали мороженое, послушали экскурсию. Сейчас бежим покупать карты „Тройка“, посвященные 90-летию метро, а потом снова вернёмся сюда. Здесь такая программа, что гулять можно до вечера».
Алла убеждена, что 90-летие метро — очень значимая дата для каждого москвича.
Кто-то из гостей говорит, что попал на событие случайно. А вот Лариса Еськова приехала на «Сокольники» специально.
«Увидела информацию на сайте мэра и решила, что не имею права пропустить такой праздник, — делится она. — Столько народа, я не ожидала. Зато я уже успела получить праздничную открытку и пряник. Сейчас обязательно найду и возьму газету, посвященную запуску метро. Такой раритет хочется иметь дома».
Лариса признается — эта дата для нее очень важна.
«Москве есть чем гордиться, — считает она, — нигде в мире нет такого метро, как у нас. Это просто произведение искусства».
С ней полностью согласились бы все сотрудники метро. Так заместитель начальника Московского метрополитена Павел Ковалев о строительстве Московского метрополитена в 30-е годы говорит как о величайшем подвиге.
«Первые метростроевцы, так как опыта такого строительства в стране ещё не было, приехали к нам из Донбасса. Там были шахтеры, они умели строить подземные сооружения, именно они начали строить Московский метрополитен, — напоминает Павел Ковалев. — Тех средств механизации, которые используются для строительства сейчас, тогда не существовало. Поэтому для ведения работ было нужно много людей. По стране ездили рекрутеры и набирали добровольцев. Есть очень интересный факт: из одного башкирского села Николо-Березовка приехало около 100 тыс. человек для этого. Это была не просто стройка 13 станций, это было серьезное достижение наших метростроевцев, и 15 мая 1935 года был, наконец, пущен первый поезд».
Представление о том, как он выглядел, сегодня легко можно было составить на станции «Сокольники»: оттуда в сторону «Парка культуры» отравлялся ретропоезд. В составе 1935 года — всего три вагона. А желающие проехать на нем начали собираться на станции за час.
«Мы пришли сюда с сыном, — рассказывает Марина Лаврухина, — ждем уже больше получаса, надеемся прокатиться на историческом составе. Это будет для нас такая память. Только бы попасть».
И это, правда, задача не из легких. В итоге несколько десятков счастливчиков отправились в 20-минутное путешествие по Сокольнической линии.
К слову, увидеть старинный вагон можно и на самой площади. Он всего-то на пару лет старше недавно укатившего. И о нем вполне подробно готовы рассказать экскурсоводы.
«Я сегодня здесь в качестве реконструктора, на мне — форма работника метрополитена 1930-х годов, — разъясняет Александр Попов, фотограф и историк Московского метростроя. — Зеленый кант на рукаве означает, что я отношусь к службе пути и сооружений, то есть отвечаю за эксплуатацию путей, построенных туннелей».
Александр принимает гостей в ретровагоне. Это вагон типа «Г», второй вагон Московского метрополитена.
«К пуску Горьковского радиуса, который состоялся в 1938 году, уже в 36-м году началась разработка новых вагонов. Было сразу понятно, что вагоны типа А и Б имеют свои слабые стороны, которые надо исправлять. Но подготовить эти вагоны по объективным причинам не получалось, там была очень сложная начинка, и поехали они только в 40-х годах, перед самой войной».
Понятно, что война перечеркнула все планы, и к выпуску подобных вагонов полноценно вернулись только в 1947 году. Эксплуатировались они вплоть до 80-х годов.
«Конечно, эти вагоны отличаются от тех, к которым мы привыкли, и они кажутся нам совсем простыми, — говорит мой собеседник. — Но на тот момент это был, конечно, прорыв, по сравнению с вагонами А и Б. И всегда, когда в московском метро вводились новые типы вагонов, — это был серьезный шаг вперед».
Всего таких типов вагонов мы насчитываем с Александром не меньше десяти.
«И я уверен, в Москве будут появляться ещё и новые модификации, которые поразят нас через пару лет, — улыбается он. — Московское метро никогда не останавливается в своем развитии».
В самом составе — тоже реконструкторы. Каждый со своей уникальной легендой. Зоя Синицина— девушка из 15 мая 1935 года, у нее проигрывается целая история.
«Я знакомлюсь в вагоне метро с молодым человеком, он отправляет мне записку через других пассажиров, мы подходим друг к другу, общаемся и договариваемся сходить в кино, — рассказывает она. — Я думаю, в 30-х годах таких историй в метро хватало, ведь это был едва ли ни единственный способ познакомиться. Тогда ведь не было социальных сетей, и все знакомились вживую, и в транспорте в том числе».
Зоя легко представляет себе эмоции обычной москвички 1935 года, впервые попавшей в метро.
«Мне кажется, метро тогда представлялось чем-то фантастическим, чем-то из будущего и даже слегка пугающим. Но ко всему новому быстро привыкаешь», — отметила она.
Девушка признается: чаще всего к ней подходят дети, чтобы рассказать про современные вагоны.
«Подбегают ребята 5–7 лет и серьезно так откровенничают: „Вы знаете, у нас в 2025 году уже вагоны-гармошки“, и начинают делиться деталями того, как сильно изменилось метро за 90 лет. Для них я — настоящий человек из прошлого», — улыбается Зоя.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.