Владислав Иноземцев, д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества:
— Собственно, сказано это было уже после того, как беда случилась: в двигателях второй и третьей ступеней ракет «Протон-М», изготовленных на воронежском заводе, были обнаружены дефекты. «Культура производства там (на заводе. — Ред.) крайне слабая», — посетовал Рогозин. И потребовал провести внутреннее отраслевое расследование по ситуации с двигателями.
Однако Воронежский механический завод — это ФГУП, которое является филиалом другого ФГУПа, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Нецелевое использование средств в таких структурах или коммерческие приработки крайне сложны. Остаётся уповать на государство — даже не на главного, а, по сути, единственного заказчика.
Считается, что на оборону и космос мы денег не жалеем. Но бухгалтерский баланс ГКНПЦ им. М. В. Хруничева говорит об обратном. Выручка от поставок ракетно-космической техники в 2015 г. составила 24,3 млрд руб., а себестоимость этой продукции — 24 млрд. А надо ещё учитывать расходы на управление, проценты по кредитам и т. д. В результате убыток головного предприятия достиг 12,7 млрд руб. Оборудование тем временем стареет: за три года чистые активы ГКНПЦ сократились втрое и равны 34% уставного капитала! И, если так дела идут у головной компании, чего ждать в филиале? В том же Воронеже, где средняя ставка врача составляла в 2015 г. 7215 руб. в месяц?
Обратите внимание: «Роскосмос» отчитывается, что стоимость запуска с помощью «Протона-М» сократилась до 70 млн долл., в то время как в США ещё в середине 2000-х средняя стоимость выведения на орбиту космического челнока составляла 450 млн долл.
Так что не надо искать диверсантов где-то далеко.
Рабочие не могут получать больше, чем им готов платить заказчик. Врачи и учителя вынуждены работать за те деньги, которые им выделяет госбюджет. Государство, похоже, уверовало в то, что и за это ему должны быть благодарны. Возможно, кто-то и рад тому, что в кризис у него есть хоть какая-то работа. Но делать её ответственно за такие деньги могут только энтузиасты, которых, судя по числу тех же отказов техники, становится всё меньше. И решить этот вопрос иначе, как увеличением финансирования, не удастся...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции