Конституционный суд разрешил изымать имущество у семей и знакомых осуждённых за коррупцию, если они не могут подтвердить его законное приобретение.
Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета:
— Такой вывод судьи сделали после жалобы близких и друзей бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко. Пока подпольный миллиардер отбывает 12,5 года в колонии, эти люди попытались вернуть имущество, изъятое в пользу государства. После разрешения КС многие решили, что теперь любой может лишиться нажитого из-за какого-то коррупционера. Так ли это?
КС не сказал ничего нового, он лишь конкретизировал: можно изымать у третьих лиц предметы незаконного обогащения. Имущество, приобретённое незаконным путём, у нас изымается всегда, вне зависимости от того, на кого оно оформлено. Не думаю, что стоит из-за этого паниковать и кричать об ущемлении конституционных прав граждан.
Главный вопрос здесь — доказательства. Это и оперативно-технические мероприятия, которые подтверждают факт передачи имущества, и соответствующие показания по движению средств, и пр. Никто не отменял оперативно-технические материалы (прослушка, агентурная работа), данные банков и налоговой.
Звучат опасения, что этот инструмент может стать оружием в каких-нибудь региональных разборках чиновников и бизнесменов, когда неугодного будут прессовать как друга коррупционера. Уверен, эта «машина» не будет грести всех под одну гребёнку, отбирая имущество направо и налево. Конфискация происходит через суд. И даже если какие-нибудь нечестные сотрудники правоохранительных органов решат таким образом на кого-то наехать, доказать в суде реальность переводов и пр. невозможно.
Так что если у вас друг, любовник или родственник — чиновник, не надо запасаться справками о происхождении ваших средств. Достаточно просто не брать деньги или квадратные метры у этого человека.
А подобные меры необходимы. Потому что, во-первых, конфискация приносит реальные плоды на ниве борьбы с коррупцией. За последние годы «на чистую воду» выведены десятки миллиардов рублей. Во-вторых, коррупционеры и расхитители уже давно не передают незаконное имущество и денежные средства в официальное владение своим близким родственникам. Чаще всего их передают друзьям, скрытым компаньонам по бизнесу, любовницам. То есть тем, кто официально не находится под процедурой декларирования и не изучается антикоррупционными структурами на предмет совершения правонарушений или преступлений. Если в их отношении не принимать решительных действий, у нас и дальше будут появляться новые захарченки с квартирами, забитыми деньгами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции