Никита Кричевский, доктор эконо-мических наук, профессор:
- Главным двигателем любой экономики всегда считались не нефть с газом и алмазами, а внутренний рынок.
Его берегли как зеницу ока, защищали, в том числе с оружием в руках, от внешних посягательств, стремились наполнить товарами собственного производства. Везде, но не у нас.
Старые грабли
Согласно данным Госкомстата, в СССР в период 1980-1988 гг. в условиях жесточайшего потребительского дефицита и стремительно разраставшегося чёрного рынка выпуск многих видов товаров народного потребления парадоксально сокращался. Так, производство легковушек снизилось с 1327 до 1262 тыс., диванов и кушеток - с 548 до 517 тыс., пальто и полупальто - с 25 до 22 млн (о качестве стыдливо умолчим).
О продовольственной проблеме тех лет лучше вообще не вспоминать. В условиях, когда в 1980-1988 гг. реальные доходы населения увеличились более чем на 18% (т. е. платёжеспособный спрос значительно вырос), производство сельхозпродукции, наоборот, упало. Так, валовый сбор озимой и яровой пшеницы снизился с 98 до 84 млн т, картофеля - с 67 до 63 млн т.
Недостающие потребительские товары, как мог, замещал импорт, но его из-за дефицита валюты не хватало. К тому же цены в те времена были фиксированными, что сужало возможности государственных импортёров. После либерализации цен и начавшегося через несколько лет массированного притока нефтедолларов ситуация стабилизировалась. Вот только на прилавках по-прежнему товары в основном иностранного производства, как будто значение внутреннего рынка для властей - по-прежнему тайна за семью печатями. Доходит до смешного: сегодня нам предлагают уже не китайские и даже не польские, а австралийские (!) чайники.
Восставшие руины
При этом способы увеличения своего производства лежат, что называется, на поверхности. Речь в первую очередь о моногородах. Никаких значимых системных решений этой проблемы в России так и не найдено, трудоустраивать высвобождающихся работников некуда. Очевидно, однако, что преобразования следует проводить точечно, учитывая индивидуальные особенности каждого города.
Один из вариантов - налаживание на производственных площадках моногородов выпуска бытовой техники, изделий лёгкой промышленности, благо инфраструктурный, кадровый заделы ещё остались. Почему бы их не использовать? Организационно решить эту задачу по силам как государственным компаниям, так и частным финансово-промышленным группам. Финансово - при поддержке федерального и региональных бюджетов, Фонда национального благосостояния, средств российских и иностранных инвесторов. И даже населения - через облигационные займы. Что же до рынков сбыта, то они простираются от конкретного региона до страны в целом, а в перспективе можно будет говорить и об экспорте в страны Евразийского экономического сообщества.
Другой вариант развития внутреннего производства - комплексное развитие нефтехимии. Природного газа в стране завались. Так почему бы не возродить собственную нефтехимическую отрасль - от производства «умных» тканей и присадок для дорожного покрытия до изготовления современных резинотехнических изделий, тех же автомобильных покрышек, которые мы в огромных количествах вынуждены завозить из-за рубежа?
Времена, когда экономическое могущество государств измерялось числом угольных шахт или тонн добытой нефти, ушли в прошлое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции