Зима приближается, еще раньше наступит время включения отопления в квартирах жителей Украины. В течение третьего после майдана весенне-летне-осеннего теплого сезона было немало сказано про «энергетическую незалежность» Украины, за что на Западе звучали похвалы в адрес киевского руководства. Россия же все это время традиционно обвинялась во всех смертных грехах, накануне выборов в Госдуму была организована очередная провокация — группа экстремистов устроила обстрел посольства РФ петардами, а на провокации в день выборов киевские власти попросту закрывали глаза... Как Украинское руководство после всего этого будет обращаться к Российской Федерации за экстренной помощью, если она понадобится? Ведь такое случалось не раз, даже за последние два с половиной года. А, может Украина действительно решила все проблемы в области энергетики, осмелела, и оттого уровень хамства Киева в двусторонних отношениях зашкаливает?
Украина сокращает потребление газа — за последние 2.5 года оно снизилось на 30%, и технологии энергосбережения здесь вовсе ни при чем. Страна все меньше нуждается в энергоресурсах в связи с падением уровня промышленного производства. «Укрэнерго» в связи с этим снизило передачу электроэнергии по сетям на 11,5%. Поэтому, по мнению главы государственного энергетического холдинга «Нафтогаз» Андрея Коболева, для успешного прохождения зимы будет достаточно закачать в украинские подземные хранилища газа (ПГХ) 14,5 млрд куб. м. газа. Для сравнения — в 2015 года запасы составляли 17 млрд куб. м., а в домайданные годы не считалось чем-то экстраординарным накопление в ПХГ и более 20 млрд куб. м. На 1 сентября 2016 года закачано в украинские хранилища примерно 12,3-12,5 млрд куб.
Но даже по сокращенным планам, на оставшиеся 2 млрд кубов денег нет. К тому же, долги украинских теплоэнергетических предприятий за газ составляют более 21 млрд грн. (примерно 0,81 млрд долл.), из которых на население приходится — 8 млрд грн. (около 0,31 млрд долл.). Повышение тарифов для населения привело к закономерному результату — росту неплатежей. Возможно, «Укрэнерго» и правительство Украины рассчитывало на нечто иное, но свой опыт их ничему не учит, и они продолжают гнуть свою линию. Глава компании НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук 8 сентября сообщил, что тариф на электроэнергию с 1 января 2017 года будет вновь увеличен примерно вдвое «после введения стимулирующего регулирования». Что это «регулирование» будет «стимулировать» и куда они его будут вводить, известно только Ковальчуку.
Евросоюз переживает. Не за Украину, естественно, а за то, как сами европейцы переживут будущую зиму. Если на Украине могут рассчитывать на глобальное потепление, то европейцы на «авось» не надеются и предпочитают перестраховаться. Поводы для беспокойства есть. Свою неспособность выполнять ранее взятые на себя обязательства и нежелание платить за российский газ Украина называла «газовой блокадой со стороны «Газпрома»». А снижение давления в ГТС Украины из-за недостаточных объемов газа, в НАК «Нафтогазе», объясняют тем, что «Газпром» не в состоянии стабильно поддерживать давление в системе на необходимом уровне из-за неудовлетворительного состояния части российской газотранспортной инфраструктуры».
На что может рассчитывать Украина, перекладывая с больной головы на здоровую? Как вариант — найти 0,5 млрд долларов для закупки необходимых объемов газа, загрузить ТЭС, работающие на угле.
Где взять деньги? Кредит от МВФ в 1 млрд долл. не предназначен для покупки газа, да и киевская политическая верхушка смотрит на очередной транш как на задержавшуюся премию за свой упорный труд по форматированию Украины под требования Запада. Обещанные 600 млн евро кредита от Евросоюза, которые могут быть предоставлены до конца года (а может и не будут) — также не для закупки газа, это «макрофинансовая помощь». А деньги нужны срочно.
Украина ранее брала кредиты на закупку газа — у Всемирного Банка — 0,5 млрд долл. на российский газ, и у ЕБРР для закупки реверсного газа, т.е. тоже российского, но сделавшего круг по Европе. И те деньги уже закончились. При этом цена реверсного газа была все же выше, чем при покупке в России. Это отмечают и европейцы. Поэтому заявления Коболева о том, что «Нафтогаз» готов сотрудничать с «Газпромом», если будет предложена приемлемая цена, по крайней мере, неуместны.
Поддержать теплом Украину должны были производители электроэнергии, работающие на угле. Но из-за проблем на украинских АЭС они вынуждены активно участвовать в поддержании электроэнергетического баланса. При сокращении производства электроэнергии на АЭС с января по август 2016 года на 10,5% доля атомной энергетики, тем не менее, выросла на 8,4% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. После «патриотичных» акций на границе с Крымом, когда были подорваны ЛЭП, энергосистема Украины получила серьезный удар. Электроэнергия в Крым поступала от Запорожской АЭС, передать излишки выработанного электричества в другие регионы оказалось проблематично, что приводило к нештатным ситуациям и остановкам то одних, то других реакторов. В этом году производство электроэнергии на Запорожской АЭС сократилось почти на четверть. И перспективы атомной энергетики на Украине туманны. Планы перейти на не сертифицированное топливо производства Westinghouse для советских реакторов будут создавать проблемы и в будущем, хоть Государственная инспекция ядерного регулирования Украины пытается убеждать, что никаких проблем быть не может, потому что их не может быть никогда. В целом, производство электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины за первые 8 месяцев 2016 года сократилось на 4,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Для обеспечения работы ТЭС необходимы достаточные объемы угля. К середине сентября ТЭС накопили около 1 миллиона тонн, при запланированных правительством 2,8 млн тонн. Возможно, по оценкам некоторых экспертов, для нормального прохождения зимы будет достаточно и 2 млн. тонн.
Покупать уголь официально у ДНР не позволит то, что в Киеве могли бы назвать гордостью. Но она у нынешней власти умерла еще на майдане вместе с честью и совестью. Попытки одновременно быть «и умной, и красивой», т.е. и сэкономить, и проявить свой псевдопатриотизм, не позволяют цивилизованно решить дилемму — покупать за валюту и доставлять уголь из-за морей или купить у соседей (в пределах границ Украины 2013 года) за гривны. Поставки полулегально осуществлялись компанией ДТЭК — добыча антрацита осталась на территории Донбасса, неподконтрольной Киеву. Также ДТЭК законтрактовал поставку из-за рубежа 120 тыс. тонн угля (50 тыс. тонн газового в Польше и 70 тыс. тонн антрацита в ЮАР). Вновь на память приходят домайданные времена — в 2013 году на украинских складах хранилось более 4 млн тонн угля...
Избавиться от зависимости от российского газа на Украине пытаются еще и такими способами: увеличить собственную добычу и создать Фонд энергосбережения. Если с Фондом все понятно — по-своему переиначенная формула Карла Маркса — «Товар-Деньги-Товар» у них звучит как «Бюджет-Деньги-Карман». Дальше грабежа бюджетных средств дело не пойдет. Премьер Гройсман планирует привлечь в этот Фонд 3,5-4 млрд грн., из которых 0,8 млрд — из бюджета, остальное — инвестиции. Кто их даст правительству Гройсмана — непонятно.
Увеличение добычи требует фантазии. Гройсман заявил о девятикратом росте разрешений на добычу газа госкорпорацией «Укргаздобыча». Премьер-министр сообщил: «На днях Укргаздобыча получила 9 новых спецразрешений на разведку запасов газа. Для многих рядовых граждан это сообщение прошло незамеченным. Но оно на самом деле заслуживает внимания. Потому что это именно те разрешения, которые дают возможность, в конце концов, нарастить собственную добычу газа. И это ровно в 9 раз больше таких разрешений, чем за период... с 2007 по 2013 годы. За этот год — уже 14, против одного за 7 лет, когда премьерами были Янукович, Тимошенко и Азаров». Почему 14 больше одного в 9 раз — непонятно. Но, в целом, проясняет подходы к финансовой арифметике премьер-министра Украины.
Однако, выдать «разрешение на разведку запасов газа», это даже не одно и то же, что «найти газ», и тем более — «начать добычу».
Судя по всему, и жителей Украины ждет нескучная зима, да и европейцам не стоит расслабляться...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции