Депутат Государственной думы Михаил Щапов:
— На днях правительство должно внести в Госдуму бюджет на 2020 год. Обещают, что он снова будет профицитным и социально ориентированным. Оценим это, когда увидим документ, но в любом случае надо добиться справедливых денежных отношений между федеральным бюджетом с одной стороны и регионами и муниципалитетами — с другой.
Бюджет страны, по сути, мало чем отличается от бюджета семьи, где всегда можно посчитать, сколько семья зарабатывает и сколько тратит. У государства бюджет, конечно, на много порядков сложнее, чем у семьи, но принцип тот же. Есть три бюджетных уровня: федеральный, региональный и местный. Я считаю, что последние годы систему отношений между ними нельзя назвать справедливой.
Федеральный уровень с каждым годом всё больше доходов забирает себе. 10 лет назад на долю региональных и местных бюджетов приходилось 60% от налоговых доходов, а федеральному доставалось 40%. Это правильное распределение. Люди живут в регионах, городах, поселках, «на земле». Здесь концентрируются все проблемы людей, значит, и деньги как инструмент решения проблем тоже должны оставаться здесь. Но за 10 лет пропорция изменилась. И теперь регионам остается только 44% от налоговых доходов, а больше половины денег уходит в федеральный бюджет.
Чиновники правительства говорят, что лучше знают, как распорядиться деньгами. Но в итоге в 2018 году у нас было худшее исполнение бюджета: почти 2 трлн рублей просто потеряны, социальных объектов — школ, детсадов, домов культуры — начато и не достроено 13 тысяч штук! Типичная ситуация: выделили деньги из бюджета, начали строить школу, на второй год не смогли выбить финансирование — строительство встало, недостроенное здание стоит и разваливается. Вся страна надрывается, собирает налоги, вытаскивает последнее из карманов, а потом какой-нибудь нерадивый федеральный чиновник принимает решение — и деньги сливаются в трубу. Конечно, у нас, депутатов, такая ситуация вызывает крайне негативные эмоции. Мы уже неоднократно предлагали меры по ужесточению ответственности чиновников за потерю бюджетных денег. И будем прорабатывать новые меры: те, кто распоряжается народными деньгами, должны понимать всю меру своей ответственности.
Но есть и вопрос к самой системе отношений между регионами и федеральным центром. Я считаю, что эту систему нужно кардинально поменять. В регионах должно оставаться больше половины налоговых доходов: минимум 60%. Там лучше знают, как и на что потратить деньги, ответственность выше, так как власть ближе к людям.
В качестве первых шагов можно было бы, например, вернуть регионам часть налога на добычу полезных ископаемых и 1% ставки от налога на прибыль. Эти меры увеличат бюджеты регионов почти на 2 трлн рублей. Для сравнения, на эти деньги можно удвоить (!) зарплаты всем медработникам — врачам, медсестрам и санитарам — в регионах и решить застарелую проблему с дефицитом кадров в здравоохранении. Такие законопроекты я внес, надеюсь, коллеги их поддержат.
Конечно, реформа межбюджетных отношений требует крайне серьезного обсуждения. Такая дискуссия должна состояться в Государственной думе в конце этого года. Мы соберем большие парламентские слушания, пригласим экспертов, юристов, экономистов, разработаем новые, более справедливые принципы взаимоотношений между регионами и федеральным центром. В конечном итоге мы должны добиться того, чтобы все собранные в бюджет деньги тратились в интересах людей, а большая часть доходов оставалась регионам и муниципалитетам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции