Одной из причин роста цен на продукты в России стала жадность отдельных производителей и торговых сетей, заявил глава Правительства Михаил Мишустин.
И пояснил, что многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. Несмотря на то что правительство выделило 15 млрд руб., чтобы поддержать производителей муки, хлеба, сахара, поставляющих продукцию на внутренний рынок.
Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики МФЮА:
Жадность – черта, присущая любому бизнесу. Сущность капитала состоит в том, чтобы из 1 млн сделать 2 млн, используя любые разрешённые законом средства. Как в своё время сказал цитируемый Марксом один профсоюзный лидер, капитал ради 100% прибыли готов на любые ухищрения, а ради 300% пойдёт на любое преступление. Ожидать чего-то другого от бизнеса не приходится. И если люди платят за продукты столько, сколько этот бизнес требует, значит, можно поднимать цены до тех пор, пока они не перестанут платить.
В последние годы мы наблюдаем нежелание государства вести социально ориентированную политику, ограничивающую интересы крупного бизнеса. Однако ограничить бизнес может и активная деятельность гражданского общества, и создание альтернативных экономических институтов. Например, потребкооперация. В Швеции крупнейшая сеть по продаже продуктов питания – это потребительский кооператив. Он работает не на прибыль, а на то, чтобы товары были как можно дешевле и как можно лучшего качества.
Имеет место и плохая организация российского бизнеса – очень высоки издержки и посредничество. Представим, что на ферме 1 кг масла стоит 50 руб. Его везут на продажу окружными путями, потому что прямые пути кто-то заблокировал. Потом возникает посредник, который долго хранит масло на складе, потому что быстро работать не умеет. Потом появляется монополист, который всё скупает и распределяет продукцию по магазинам. Каждый из этой цепочки берёт себе прибыль. Наценка при таком количестве посредников обязательно будет высокая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции