В Минфине сообщили, что дополнительные доходы, получаемые за счёт роста нефтегазовых цен, в 2022 г. поступят в фонд национального благосостояния (ФНБ).
Почему, если есть сверхдоходы, правительство не находит денег, чтобы вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам?
Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики МФЮА: — Улучшение жизни пенсионеров зависит от решения более масштабной задачи — перехода российской экономики к такой модели развития, когда растут доходы большинства, а не кучки долларовых миллиардеров. Реализация такой стратегии потребует перераспределения политико-экономической власти от сырьевых олигархов и высшей бюрократии в пользу граждан, которые получат оплачиваемую лучше работу, в пользу пенсионеров, которые получат достойные пенсии, в пользу бизнеса из сферы новых технологий, обрабатывающей промышленности, медицины, образования.
Чтобы перестроить экономику, нужно за счёт повышения налогов и ужесточения нормативов резко ограничить рост одних отраслей — экологически грязных, основанных на ручном труде. А в других сферах, наоборот, нужны низкие налоги, дешёвые кредиты и госинвестиции — в том числе из ФНБ.
Всё упирается в неуверенность российской элиты в своём завтрашнем дне. Люди, определяющие экономическую политику, очень боятся трогать «кубышку», ожидая как минимум продолжения стагнации, как максимум — новых кризисов, что чревато социальными потрясениями. И предпочитают держать большие резервы на чёрный день, чтобы были ресурсы, которые позволят не допустить падения доходов людей ниже критической точки и народных волнений.
Причина, по которой власти до сих пор отклоняли все законопроекты о нормальной индексации пенсий работающим пенсионерам, — это якобы неясность с источниками её финансирования. Но источники есть. Нет заинтересованности в том, чтобы их задействовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции