На Украине по-прежнему живет братский народ, хоть часть его проявляет вовсе не братские чувства, а территория, население и система государственной власти Украины и вовсе контролируются политическими силами, пришедшими к власти в результате вооруженного переворота, враждебно и агрессивно настроенными по отношению к России. Они держат в заложниках миллионы своих граждан, не согласных с их политикой.
Как подтверждение этого — факты о массовой миграции в Россию не только из восточных регионов, где ведутся боевые действия, но и из центральной и западной Украины, тех граждан, которые скрываются от призыва на фронт и укрываются именно на территории «страны-агрессора». Введение полномасштабных жестких мер в отношении Украины ударило бы и по простым гражданам, остающимся на территории страны, добило бы промышленность, ускорив тем самым развал государства и миграцию населения из страны. Киев это понимает и злоупотребляет своим положением террориста на уровне государственной власти. Но всему есть предел, и самые благие намерения не выдерживают прямой угрозы государственной безопасности. И такие угрозы Москва терпеть не будет. Соблюсти баланс — безопасность/братское отношение к родственнику с помутневшим рассудком — крайне сложно. Под влиянием различных факторов эта проблема со временем модифицировалась.
Да, если бы Россия желала нанести серьезный ущерб экономике Украины, она бы просто прекратила с ней экономические отношения. Не обязательно полностью. Но задачей разрыва отношений Украина, точнее руководство страны, пока справляется самостоятельно.
Прекращает действие Договора о дружбе с Россией, пытается запрещать двусторонние кооперационные связи, принимает участие в антироссийских санкциях, прекращает действие зоны свободной торговли в рамках СНГ, прекращает прямое авиасообщение, захватывает российские рыболовецкие суда и т.д. Несмотря на все эти самоубийственные, именно для Украины, действия товарооборот в прошлом году начал резко расти — примерно на треть в 2017 году, и составил 12% всего украинского внешнего товарооборота.
Показатели роста есть и в текущем году — в январе-августе 2018 года — на Россию приходилось 11,4% внешнего товарооборота, при росте российского экспорта на Украину на 21,2%, но при падении импорта из Украины на 6,5%.
Однако нужно помнить, что весь этот рост происходит после обвала взаимной торговли 2014-2016 годов, и он все еще не компенсирует понесенных потерь.
Украина заявляет о прекращении покупки российского газа, получая его же по завышенным ценам из Европы, но не возражает против поставок российского угля, доля которого достигла 72%.
Санкции России в отношении Украины, скорее всего, будут точечными, направленными на тех, кто финансирует войну на Донбассе, кто причастен к преступлениям нынешней власти, а таких немало среди представителей ее верхушки. Очевидно, будут пересмотрены условия транзита газа по территории Украины после 2019 года, будут выявляться активы украинского бизнеса в России, и решения по санкциям в отношении них будут приниматься в индивидуальном порядке.
Можно ожидать, например, и принятия мер против украинских рыболовецких судов, промышляющих в экономической зоне РФ — на что в России ранее зарывали глаза. Чаша терпения переполнилась после призывов на Украине к терактам против Керченского моста, заявлений по Азовскому морю, поддержанных ЕС, захватов российских судов и пр. Возможно, строже будут относиться к людям с украинским паспортом, проверяя их на причастность к преступлениям на майдане и после, участию в войне на Донбассе, членство в экстремистских организациях, запрещенных в РФ.
Бывший посол США на Украине Джефри Пайетт прогнозировал превращение Украины в «аграрную супердержаву». В действительности Украина превращается в «супер-аграрную державу», благодаря именно Соединенным Штатам, контролирующим нынешнюю украинскую власть. Им не нужна промышленно развитая страна в Восточной Европе, с населением 40+ млн. человек, если эта страна может быть долгоиграющим источником антироссийской напряженности в регионе, а с экономической точки зрения — превращенная в бесправного поставщика ресурсов.
Европейскому Союзу, по большому счету, не нужны конфликты в Европе, как и антироссийские санкции. Более выгодно было бы реализовать идею «Европы от Лиссабона до Владивостока». Но об этом можно было бы вести речь после восстановления политического суверенитета ведущих европейских стран, когда эти страны прекратят выполнять волю заокеанского «старшего брата» себе в убыток. Но и в этом случае, у европейцев не будет необходимости в восстановлении Украины с ее технологичными производствами, дабы не создавать себе лишних конкурентов.
Поэтому, пожалуй, единственным государством, заинтересованным в мирной, дружественной Украине, остается Россия. И стимулировать окончательное превращение Украины в Сомали с картой, напоминающей лоскутное одеяло, с убитой промышленностью и населением в четверть от домайданного, сама Россия не будет. Рано или поздно, все равно на плечи именно России ляжет восстановление территорий, которые сейчас контролирует киевская власть. И от того, насколько будет возможно сохранить, или хотя бы законсервировать остатки промышленного потенциала нынешней Украины «до лучших времен», будут зависеть сроки и стоимость восстановления.
Сегодня по инициативе Украины из сотрудничества Украины и России исключены, помимо прочих, такие важнейшие направления, как авиа-, ракето-, кораблестроение. Тем не менее, многие украинские корабелы успешно трудятся над созданием кораблей и атомных подводных лодок уже для ВМС России. Многие сотрудники «Антонова» и «Южмаша», также перебрались в Россию.
Оставшийся в Киеве «Антонов» в октябре 2018 года в очередной раз нарвался на скандал из-за неспособности выполнить взятые на себя обязательства. Напомним, что в мае 2015 года было подписано соглашение между украинским ГП «Антонов» и азербайджанской авиакомпанией Silk Way Airlines. Баку хотел купить у Киева 10 экземпляров презентованного в очередной раз, 7 мая 2015 года, самолета Ан-178. В 2016 году была сделана предоплата. Но, без российских комплектующих заказ оказался невыполнимым. И теперь, «Антонов» обязан вернуть предоплату и компенсировать потери азербайджанской стороны.
Однако даже если цеха и оборудование таких производств будут сохранены, возникнет проблема с научным и техническим персоналом. Кадры или разъезжаются по другим странам, или деградируют, пытаются искать применение своим навыкам и опыту в других сферах. На радость Западу, и на горе Украине — ее научно-технический, промышленный потенциал уже отброшен на десятилетия назад.
Продолжаются поставки из Украины в Россию тракторов, запчастей к двигателям, труб, изделий из металла. Вряд ли будут окончательно разорваны связи в атомной энергетике. Слишком критично не только для Украины, но и для всей Европы — новых чернобылей никто не хочет.
Сотрудничество в газотранспортной сфере, очевидно, будет идти «по мере необходимости». Пока в этом есть необходимость у российских поставщиков для выполнения обязательств перед европейскими потребителями. У российской стороны после окончания действия договора в 2019 году не будет смысла поддерживать паразита в виде «Нафтогаза», который вместо поиска компромисса стремится использовать в международных судах лояльность Запада к Украине в коммерческих целях. И Украина может лишиться более 2 млрд. долл. в год за транзит.
Украина постепенно привыкает к жизни в условиях диктатуры. Уменьшающаяся населением Украина выживает, во многом, благодаря уехавшим. Эмигранты становятся источником материальной помощи не только для оставшихся на родине родственников, но объемы переводов из-за рубежа (до 10 млрд. долл. в 2017 году) помогают поддерживать и курс гривны. Чем больше уехавших, тем меньше тех, за чьи судьбы могла бы переживать Россия. Большинство тех, кто хотел и мог уехать в Россию по политическим мотивам — сделали это в первые годы после майдана. Остальные могут ехать по экономическим причинам в РФ и пребывать там, на основании трудового патента. За отъезжающих на Запад пусть беспокоятся страны Запада. Украина им оказывает косвенную «помощь» — под предлогом большого количества украинских иммигрантов, Польша, Чехия, Словакия отказываются от участия в европейских программах приема беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Резюмируя, можно сказать, что Россия в отношении Украины будет проводить и далее взвешенную политику, на которую не влияют эмоции и провокации украинской власти. Хочется надеяться на перемены в отношениях двух стран, которые должны произойти в случае смены руководства — хотя бы в сторону более прагматичного подхода Киева к вопросам двухсторонних отношений. Вот только смена украинской власти не так очевидна, как может показаться, глядя на антирейтинг Порошенко. Ему есть, что терять в случае смены власти — возможно, не только благополучие своего бизнеса, но и свободу. И держаться за власть нынешний президент Украины будет всеми доступными способами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции