Примерное время чтения: 2 минуты
372

Почему нефть подешевела, а бензин нет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Суперномер вопросов и ответов 15/04/2020
Андрей Бунич.
Андрей Бунич. / Фото: Александр Натрускин / РИА Новости

Слышал, что правительство запретит импорт бензина, чтобы не пускать в Россию более дешёвый из-за рубежа. А что нам самим мешает снизить цены?

И. Тарабукин, Тамбов

Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

На самом деле благодаря дешёвому импорту розничные цены на АЗС остались бы прежними. Премию от закупки топлива по более низким оптовым ценам оставили бы себе мелкие автозаправки, не имеющие нефтеперерабатывающих заводов. А российские переработчики, входящие в состав крупных компаний, чьи сети АЗС всем известны, понесли бы убытки. 

Но ситуация, как ни крути, уродливая. Разве другие отрасли промышленности, простаивающие сейчас из-за карантина, день­ги не теряют? А миллионам автовладельцев сейчас легко? Почему каждый раз интересы неф­тяников оказываются для правительства важнее? Ответ очевиден: нефтяная отрасль – главный донор российского бюджета.

Размеры налоговых отчислений компаний зависят от мировых цен на нефть. Потому главная забота государства – стимулирование роста добычи, переработки и экспорта. А чтобы работать на внутренний рынок нефтяникам было не менее выгодно, «домашние» оптовые цены привязаны к внешним. В 2018 г., когда нефтяные котировки росли, это привело к резкому подорожанию бензина в РФ. И тогда правительство придумало замысловатую конструкцию, которой нет ни­где в мире. Пока мировые цены высокие, оно возвращает НПЗ часть акциза – налога, включённого в цену бензина, – и так компенсирует заводам отказ от повышения внутренних цен. Но если нефть дешевеет, то акциз должен уплачиваться в полном размере, что компенсирует уже падение доходов от нефти, на которые рассчитывает госбюджет. Что и происходит сейчас. При этом доля налогов в литре бензина – 80%. Захотят ли наши нефтяники понизить цены? Нет, конечно. Откажется ли правительство от дополнительных денег в кризис? Тоже нет.

Но такой компенсационный механизм всего лишь костыль, который подпирает систему, оправданную только в благополучные времена. А когда случается такой форс-мажор, как сегодня, она становится тормозом. В интересах всей экономики важно отвязать внутренний рынок неф­ти от внешнего, введя торговые пошлины.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах