Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС:
— Похожие правила существуют во многих нефтедобывающих странах Персидского залива. В Кувейте, Саудовской Аравии, ОАЭ предусмотрены перечисления определённой суммы на персональный счёт гражданина в момент его рождения и дальнейшие пособия, которые в отдельных странах достигают $3000 ежемесячно. У нас подобные выплаты можно было бы направить, к примеру, на повышение пенсий.
Россияне выплат с нефтяных доходов не получали никогда. Почему?
Долю доходов от природных ресурсов получают там, где природных ресурсов много, а людей достаточно мало. Население Саудовской Аравии — 31,5 млн человек. За 2017 г. в стране было добыто 494,7 млн т нефти, т. е. на человека приходится примерно 16 т нефти в год. В Кувейте при населении в 3,2 млн человек добывают 134,4 млн т нефти, на человека здесь приходится уже 42 т в год. На Аляске этот показатель будет превышать 250 т добытой в год нефти на человека — там живёт всего 710 тыс. человек.
Россия в 2017 г., по разным оценкам, была на 1-2-м месте по добыче нефти, но у нас и жителей больше всего. При населении 146,8 млн человек добыча в 2017 г. составляла 546,7 млн т (на человека приходилось всего 3,7 т нефти). Если распределить долю природных ресурсов по населению, это будет очень мало и абсолютно неэффективно. Поэтому у нас к гражданам нефтяные деньги приходят в форме субсидий, пенсий, пособий и социальных льгот.
Правда, в наших нефтеносных районах часть нефтяных доходов получают местные жители. Но это правило относится только к так называемым коренным народам. И получают они достаточно скромные суммы, которые вряд ли сильно повлияют на благосостояние большинства граждан России. Это правило касается ещё советских норм, которые определяли поддержку малочисленных коренных народов Севера. В список этих льгот в советские времена помимо небольших выплат входили даже квоты на поступление в вузы. Но опять-таки распространение этого на всё население страны крайне маловероятно просто в силу того, что материальных благ мало, а населения много.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции