Примерное время чтения: 5 минут
3814

Почему газ на Украине все дорожает?

Александр Дудчак.
Александр Дудчак. Из личного архива

Одной из претензий оппозиции к власти в начале Майдана были цены на газ. В ноябре 2013 года Арсений Яценюк в эфире украинского телеканала заявлял: «Население Украины потребляет 18 миллиардов кубометров газа, а добываем мы 20 миллиардов кубометров. Мы очень богатая страна. Правительство, правда, дурное, а страна богатая. И народ разумный. Каждый ... гражданин Украины должен получать вот этот т. н. газ собственной добычи. Его стоимость сегодня достигает максимум от 70 до 100 долларов в зависимости от того, где он добывается». Уже в конце февраля 2014 года ему досталось кресло премьер-министра Украины, однако ни тогда, ни позднее население этот «газ собственной добычи по цене от 70 до 100 долл.» от уже «умного» правительства так и не получило...

Через год после Майдана, в 2015 году, Яценюк заговорил о том, что избавляться от «российской газовой иглы» нужно путем «увеличения добычи собственного газа и снижения потребления» и «через 10 лет Украина должна себя обеспечивать собственным газом». Заметно увеличить добычу не получилось, зато потребление резко сократилось: из-за ликвидации большого числа предприятий, неспособности населения платить за газ в прежних объемах и «благодаря» серьезному сокращению самого населения от ухода Крыма, потери контроля над частью Донбасса и резко возросшей эмиграции. Более того, по оценкам украинских экспертов, запасов газа стране хватит в лучшем случае на 22 года. 

Разорвав связи с Россией и подписав соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом (и тем самым лишившись рынков сбыта, серьезных источников кредитов и инвестиций), Украина попала в полную зависимость от МВФ и других глобальных западных финансовых организаций. Новая украинская власть вынуждена была исполнять все прихоти Запада, т. е. «проводить реформы», чего так пытались избежать ее предшественники. 

Требования Запада

Спустя четыре года после Майдана «реформы» все проводятся, но теперь с дополнительными, сложно выполнимыми требованиями к украинскому руководству, предъявляемыми ЕС, МВФ и США. Невыполнением этих требований они объясняют невозможность предоставления новых кредитов. 

ЕС настаивает на создании системы проверки имущественных деклараций чиновников и данных о бенефициарах компаний. МВФ, как всегда, требует повышения тарифов на газ, принятия закона об антикоррупционном суде. США поддерживают МВФ, причем представляют свои требования повысить цену на газ как помощь Украине, поскольку «под давлением со стороны западных партнёров им [киевским властям] будет проще решиться на этот крайне непопулярный шаг».

А ради чего, собственно? Когда-то требования повышения цены на газ для населения и предприятий объясняли борьбой с коррупцией, которая возникает, по мнению различных западных институций, из-за разницы в ценах: между импортным и своим газом, между газом для населения и для промышленности. Разницу стали ликвидировать путем «выравнивания», т. е. повышения цены. А коррупция растет, как плесень в сыром подвале. В этом процессе не забывали украинские власти и о своих личных интересах: понимая, что население неспособно платить по таким тарифам (объемы неплатежей по коммуналке к январю текущего года составили 1,26 млрд долларов.), ввели систему субсидий. 

Вместо того, чтобы просто снизить цены до разумного уровня, украинские власти создали источник обогащения для причастных к процессу. В 2017 году по документам субсидиями пользовались около 70% украинских семей, а на компенсацию тарифов на услуги ЖКХ в государственном бюджете было заложено около 2,6 млрд долларов. То, что это средства, которые могли бы получить транснациональные корпорации, в МВФ понимают. И требуют закрутить краник коррупции. В этом году на эти нужды в бюджете уже заложено меньше: 2,1 млрд долл. И поставлена задача сократить количество получателей дотаций на четверть. Пусть цены растут без компенсаций, считают в МВФ.

К чему все это?

Еще Ющенко призывал население радоваться повышению цен, так как, по его мнению, это должно было позволить внедрить ресурсосберегающие технологии. Непонятно, кто ему и его последователям мешал их внедрять при низкой цене. А то, что цена на газ напрямую влияет на конкурентоспособность отечественного химпрома, энергетики, металлургии, да и просто на благосостояние населения, никогда не заботило «евроинтеграторов». 

С точки зрения Запада задача новой украинской власти — реализация либеральных реформ и проведение черновой работы по «предпродажной подготовке» страны. С этим они успешно справлялись. Работа заключалась, помимо прочего, и в том, чтобы в результате искусственно организованного экономического кризиса в стране сократилось число реальных обладателей активов. Пусть даже при сопутствующем личном росте капиталов некоторых представителей местной колониальной администрации, как это происходит у Порошенко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах