Исследователи РАНХиГС посчитали, что с теневым рынком труда в разных формах соприкасается треть работающих граждан России.
Такая ситуация не устраивает ФНС. Она пообещала, что компании, которые платят сотрудникам ниже средней суммы по отрасли, попадут под усиленный контроль. Но чего больше от таких акций, пользы или вреда?
Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:
— Во всём мире люди оказывают друг другу мелкие услуги, облагать которые налогом бессмысленно. Программист настроил коллеге Windows и заработал 500 руб. Сантехник починил кран — и никакого чека не попросил. Во всех странах микробизнес повышает рентабельность, экономя на выплатах персоналу. И не потому, что ему самому это нравится. Люди упрощают экономические отношения и освобождают себя от непосильного налогового бремени там, где это не желает сделать государство. Если их лишить такой возможности, станет меньше работы, меньше доходов и в конечном счёте — меньше налогов. Ведь зарплаты «в конвертах» идут на покупки, включающие НДС, акцизы и пошлины. Бескомпромиссная война с неучтёнными доходами бьёт по потребительскому спросу и поэтому вредит экономике.
Налоговиков удручает, что сборы НДФЛ растут медленнее, чем сборы других налогов. Но разве может быть иначе в стране, в которой не растут доходы? Зарплаты «в конвертах» получает самая бедная часть населения, которая просто не может найти «белую» работу, как бы её преимущества ни пропагандировало государство. И так ли сильно пополнится казна на гроши, собранные с самых низкооплачиваемых граждан? Не выгоднее ли сократить армию государственных контролёров, которая брошена на решение этой задачи? А если правительство действительно хочет, чтобы в России сжался теневой рынок труда, — нужно перестать считать доходом заработки до двух МРОТ и не брать с них налог. Это не доход, это минимум, позволяющий просто жить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции