В экспертных кругах не утихают споры, как правильно распорядиться этими богатствами: и дальше «как Кощей, над златом чахнуть» или распаковать «кубышку» и запустить их в экономику?
Александр Абрамов, к. э. н., завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Конечно, определённый запас прочности государству нужен. У него должна быть некая «кубышка» на несколько лет на случай возникновения дефицита бюджета или недостатка средств в пенсионной системе, если что-то будет не так складываться в экономике. Однако такой фонд не может расти бесконечно. Его нынешний размер явно избыточен.
С 2014 г. в стране работал Стабилизационный фонд, в 2008 г. его разделили на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Теперь остался только последний. Да, подобные фонды существуют во многих странах. Но при этом часть накапливаемых ресурсов там часто откладывается в спецфонды, финансирующие национальные проекты, инфраструктуру, крупные компании. Так делают в Китае, Сингапуре, в некоторых странах Ближнего Востока. В России подобных примеров нет, за исключением, пожалуй, Российского фонда прямых инвестиций.
Сейчас дискуссия среди экономистов переместилась в сторону обсуждения эффективности нынешнего «бюджетного правила». Ведь именно с ним во многом связаны доходы фонда национального благосостояния. По «правилу» бюджетные расходы планируются под базовый уровень цены нефти в размере 40 долл. за баррель, а все дополнительные доходы при цене нефти свыше этого уровня формируют бюджетный профицит. Часть таких профицитных ресурсов Минфин использует как раз на приобретение золотовалютных активов, пополняющих Фонд национального благосостояния.
С одной стороны, система вроде бы работает: хорошо смотрится бюджет, стабилен рубль. Но темпы роста экономики – нулевые. Падают реальные доходы населения. Такова обратная сторона роста профицита бюджета и, соответственно, золотовалютных резервов. На мой взгляд, бюджетное правило не должно выступать препятствием для экономического роста. Не всегда нужно наращивать резервы, изымая деньги из бизнеса и карманов людей. У населения ограничивают пенсии, соцвыплаты и зарплаты, а все излишки потом лежат мёртвым грузом. Зачем? Надо больше денег оставлять в собственной экономике. Когда у людей будут выше зарплаты и пенсии, они начнут покупать больше продуктов и товаров, экономика возобновит рост. Ради целей экономического роста и повышения доходов граждан правительству нужно найти разумный баланс между стабильностью финансов и инструментами стимулирования экономического роста.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции