Генпрокурор РФ Игорь Краснов заявил, что цены на лекарства во многих регионах значительно выросли из-за «необъяснимой жадности коммерсантов».
Генпрокурор, скорее всего, имел в виду препараты, которые не входят в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), потому что цены на последние устанавливаются государством и не могут самовольно повышаться продавцами. А как в отношении лекарств не из перечня? Можно ли победить жадность продавцов и при этом не обрушить рынок?
Сергей Черников, доцент экономического факультета РУДН:
— Дело не только в жадности. Если вы 30 лет «изо всех утюгов» заявляете, что строите «капитализм», «рыночную экономику» и «встраиваетесь в мировое хозяйство», глупо ожидать, что в итоге цены будут такими же стабильными, как в плановом СССР. В каждом учебнике экономики написано, что задача любой компании — приносить и максимизировать прибыль.
Тем более что для этой «жадности» есть вполне понятные причины. На рынке лекарств у нас как доминировал импорт последние 30 лет, так и доминирует. Значит, любая аптека понимает, что в условиях нестабильного рубля новые поставки придут по новой, повышенной цене — либо из-за скачущего курса доллара, либо из-за усложнившейся логистики. При этом на сколько точно вырастет эта цена, никто не знает. Предприниматели, которые в условиях тотальной неопределённости повышают цену с запасом, действительно могут выглядеть этакими жадинами. Но ведь любой человек, который не знает, сколько точно ему понадобится чего-либо, берёт «с запасом». А уж насколько большим окажется этот запас, зависит от самого человека, что хорошо видно по ажиотажным закупкам гречки, туалетной бумаги и других товаров.
Устойчиво умерить жадность в текущей ситуации можно только одним способом — предоставить компаниям низкопроцентные рублёвые кредиты, налоговые послабления и внешнеэкономическую информационную поддержку. При таких условиях компании сами найдут аналоги нужных лекарств или выстроят новые схемы поставок и снизят цены. Потому что тот, кто в текущей ситуации сможет сделать это первым, получит огромный выигрыш. Однако, к сожалению, эти меры находятся далеко вне полномочий Генпрокуратуры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции