Валерий Фёдоров, гендиректор ВЦИОМ
Когда в 2016 г. закончился кризис, возникли надежды на скорый подъём, которые ещё и были поддержаны раздачей денег под президентские выборы. В начале 2018-го государство тоже довольно много вложило в доплаты пенсионерам, госслужащим и др. Это подхлестнуло оптимизм у населения – доля тех, кто считал, что завтра будет лучше, чем сегодня, росла.
Однако в июне, когда правительство объявило об изменениях в пенсионной системе, все показатели социального самочувствия перестали расти. Сегодня, когда мы спрашиваем: «Как вы считаете, лучше вы будете жить через год, чем сейчас, или хуже? Каким будет экономическое положение страны? В правильном ли направлении развивается Россия?» – то обнаруживаем, что доля пессимистов начинает превышать долю оптимистов. Люди не видят признаков, на основании которых они могли бы сказать: «Да, положение улучшается, рост экономики в целом и наших личных доходов есть».
Хороших новостей немного. Поэтому преобладает скорее опасение перед будущим, чем надежда и воодушевление. Люди стали относиться к государству с большим подозрением, поскольку многие его решения последнего времени идут вразрез с нашим социальным идеалом – бесплатное здравоохранение и образование, справедливая пенсионная система и пр. Заявления чиновников типа «государство не просило ваших родителей вас рожать» воспринимаются на этом фоне крайне болезненно и укрепляют людей во мнении, что «нас ведут не туда». В результате на выборах в ряде регионов кандидаты от партии власти проигрывают – таким образом население демонстрирует недовольство и накопленную усталость. Ключевой вопрос тут – доходы граждан, которые уже долгое время не растут, а вот инфляция, наоборот, не дремлет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции