Примерное время чтения: 5 минут
3792

ГТС Украины как политическая «труба»

Александр Дудчак.
Александр Дудчак. Из личного архива

Газотранспортная система Украины — больше, чем ГТС. Это символ «незалежности» и индикатор здравого смысла украинского руководства. 

Источник доходов для бюджета страны — украинская ГТС (газотранспортная система), кроме своей основной функции — транспортировки топлива, с приходом майданной власти получала и новые. Что во время правления Ющенко-Тимошенко, что сейчас, после 2013-2014 г.г. «труба» становилась орудием политического давления на Россию и создания проблем для Европы в интересах, в первую очередь, США. 

Первый серьезный скандал вокруг «трубы» был создан искусственно «оранжевым» режимом и даже получил в прессе название «украино-российской газовой войны». И если строительство газопровода «Северный поток» было вызвано необходимостью увеличения поставок газа в Европу, а не сложностями в российско-украинских отношениях, то причиной активного развития дополнительных путей доставки газа в Европу стали майдан 2004 года и «газовая война» 2005-2006 г.г. 

Российская сторона была вынуждена страховаться от причуд и выходок украинского руководства. К тому же, износ ГТС становился все более значительным, прямо пропорционально износу росла и стоимость ремонта. 

С приходом к власти команды Януковича-Азарова, стремившейся к восстановлению добрососедских взаимовыгодных отношений между Киевом и Москвой, вновь заговорили о планах ремонта и совместной модернизации украинской ГТС. В 2013 году реанимировали и планы по созданию газотранспортного консорциума, игнорировавшегося президентом Ющенко под предлогом недопущения посягательств на достояние суверенной Украины. А поскольку своих денег у Украины на ремонт «национального достояния» не было, то и ремонтировать ГТС было некому.

После смены власти в 2010 году была проведен анализ состояния газотранспортной системы, тогда стоимость ее модернизации оценивалась в 7 млрд долларов в течение семи лет. И незадолго до последнего майдана были реальные планы по расширению возможностей ежегодной прокачки украинской ГТС после модернизации до 180 млрд. куб. м. Это на сегодняшний день выглядит просто фантастикой. 

Что мы видим сейчас? Сейчас объемы транзита газа через Украину сокращаются, сокращается и потребление топлива самой Украиной. Стоит напомнить, что в 1991 году потребление газа на Украине составляло 118,1 млрд. кубометров. По этому показателю страна занимала 3 место в мире после США и России. 

К предмайданному 2012 году объемы потребления сократились до 54,7 млрд кубометров, а в 2016 году составили лишь 33,2 млрд кубометров. Это было следствием падения уровня промышленного производства и неспособности населения оплачивать газ в желаемых объемах. Снижение объемов прокачки положительно сказалось лишь на темпах износа ГТС. Возможно, именно поэтому серьезных аварий не происходило.

Незаменимость украинской «трубы» снижается на фоне создания обходных трубопроводов, как и интерес инвесторов в ее модернизацию. Желающих инвестировать нет вовсе, даже в самой Украине. Европа столкнулась с дилеммой — инвестировать 7 с лишним млрд в украинскую «трубу» или принять участие в «Северном потоке — 2». В Брюсселе раздумывали недолго — непредсказуемость майдановцев была одним из аргументов в пользу второй ветки «Северного потока». Причитания польского МИДа не помогли, хоть польский филиал США и называл «Северные потоки» средством шантажа Центральной Европы. 

Беспочвенный оптимизм украинскому руководству придали новые антироссийские санкции из США, призванные сорвать строительство газопровода из России в Европу. Ведь цель этих санкций — вовсе не помощь Украине в загрузке мощностей украинской ГТС, а увеличение сбыта своего СПГ в Европу. 

Зная цинизм американских партнеров, можно предположить, что если ГТС сама не загнется естественным путем от недогрузки и старости, то в этом ей помогут недорогие «активисты» и «побратимы». Новейшая история Украины пестрит случаями клинического идиотизма, наносящего вред самой же Украине. Можно вспомнить и перекрытие каналов с пресной водой в Крым, и подрыв «активистами» ЛЭП на границе с Крымом, организованную ими же торговую блокаду Донбасса и отказ от поставок угля из ЛНР-ДНР. Все это принесло миллиардные убытки Украине, ударило по уровню жизни простых граждан Выиграли только отдельные персоны, находящиеся у власти. 

В 2019 году, по завершению срока контракта с «Газпромом», транзит газа по территории Украины может быть прекращен полностью. Украина может лишиться 2 млрд долларов поступлений за транзит. Сами украинцы в социальных сетях с грустной иронией говорят про 2019, как про год «полной незалежности». 

Кроме потери от транзита газа могут случиться и другие недостачи: 1,2 млрд долларов за транзит после начала работы Керченского моста и 1,65 млрд после запуска на полную мощность железной дороги в обход Украины по территории Воронежской и Ростовской областей (рабочее движение по этой дороге началось в августе этого года). С 2019 года Украина может недосчитаться и 879 млн долларов за транзит аммиака — обходной трубопровод будет достроен. А также, 1.658 млрд долларов из-за прекращения российских грузов транзита через украинские порты. 

Что будет с украинской ГТС после 2019 года? Хочется надеяться, что нынешнее сумасшествие на Украине не продлится так долго. И нормальные отношения будут восстановлены. Многих представителей нынешней украинской элиты будут искать где-то у канадской границы, другие заявят, что они «искренне заблуждались». Бог им судья.

Скорее всего, к 2019 году не успеть, и по причине тяги к гигантомании, из труб некогда главного «достояния» Украины активисты смогут выложить самый большой в мире тризуб, который будет видеть из космоса. Куда Украина тоже не летает.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах