Примерное время чтения: 3 минуты
288

«Репрессированному» советскому автомобилю исполнилось 30 лет

30 лет назад, 14 октября 1977 года, на Горьковском автозаводе был собран автомобиль, впоследствии прозванный «репрессированным». Это был первый автомобиль промышленной партии ГАЗ-14 «Чайка». Длинные семиместные автомобили предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом. Первые испытания ГАЗ-14 прошла еще в 1973 году. Немного снизил апофеоз начала серийного производства выход у завода-конкурента ЗИЛа 117-ой модели. Но каждый автомобиль нашел свою нишу. «Чайка» ГАЗ-14 с порядковым номером 1 вишневого цвета была подарена на 7-летие «главному автолюбителю» СССР - Леониду Ильичу Брежневу. По спецзаказу Министерства обороны на базе ГАЗ-14 была разработана модификация «Чайки» с открытым кузовом для приема военных парадов – ГАЗ-14-05. Один из автомобилей ГАЗ-14-05 находится в Музее истории Горьковского автозавода.

Нетрудно предположить, что сборка правительственных «Чаек» была делом престижным, но убыточным: себестоимость комфортабельного авто получалась гораздо выше цены. Однако четырнадцатая «Чайка» стала своеобразным полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. Именно на этой модели впервые для автомобилей марки «ГАЗ» появились дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов двигателя, бесшкворневая передняя подвеска, фароочистители, замки дверей с электромагнитной блокировкой, закрытая система охлаждения с антифризом и электровентилятором радиатора, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, электрообогрев заднего стекла. Автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении. Автоматическая коробка передач, усилители рулевого управления и привода тормозов, кондиционирование воздуха и эффективная шумоизоляция создавали особый уровень комфорта пассажирам и водителю.

Благодаря удачному сочетанию больших шин и мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы автомобиль ГАЗ-14 имел высокую плавность хода при движении. Салон кузова обогревался тремя отопителями, встроенными в систему охлаждения двигателя. Отсутствие выступающих порогов пола и высокие дверные проемы обеспечивали удобную посадку в автомобиль. На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/ч.

Выпускалась «четырнадцатая» 11 лет. В 1988 году, в разгар перестроечной кампании, в период «борьбы с привилегиями», производство этого представительского автомобиля было в принудительном порядке прекращено. Большинству номенклатурных работников пришлось довольствоваться «Волгами». Но кроме просто указания о «скромном образе жизни» советская управленческая система, как часто бывало, разогналась до непоправимого разрушения: зачем-то было отдано распоряжение уничтожить в одночасье и все производство. Теперь «репрессированный» автомобиль – яркую и драматичную веху в истории отечественного автопрома - можно увидеть у любителей и в музее ГАЗа.

Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах