Примерное время чтения: 3 минуты
6258

Почему в России бизнесмены такие жадные?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Здесь тушат, там загорается... Как остановить лесные пожары? 26/05/2021
Александр Бузгалин.
Александр Бузгалин. / Общественное телевидение России / Кадр YouTube

Одной из причин роста цен на продукты в России стала жадность отдельных производителей и торговых сетей, заявил глава Правительства Михаил Мишустин.

И пояснил, что многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. Несмотря на то что правительство выделило 15 млрд руб., чтобы поддер­жать производителей муки, хлеба, сахара, поставляющих продукцию на внутренний рынок.

Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики МФЮА:

Жадность – черта, присущая любому бизнесу. Сущность капитала состоит в том, чтобы из 1 млн сделать 2 млн, используя любые разрешённые законом средства. Как в своё время сказал цитируемый Марксом один профсоюзный лидер, капитал ради 100% прибыли готов на любые ухищрения, а ради 300% пойдёт на любое преступление. Ожидать чего-то другого от бизнеса не приходится. И если люди платят за продукты столько, сколько этот бизнес требует, значит, можно поднимать цены до тех пор, пока они не перестанут платить.

Порой крупные корпорации в условиях сильного, социально ориентированного государст­ва ведут более продуманную стратегию. Но для этого надо, чтобы государство активно регулировало бизнес в интересах общества. И чтобы бизнес научился социальной ответственности, зная, что, если он нарушает социальные нормы, его накажут и государство, и общество. Но в России бизнес устроен по принципам «урвать сегодня как можно больше и во многих случаях вывезти деньги куда-то за рубеж или вложить в финансовые спекуляции».

В последние годы мы наблюдаем нежелание государства ­вести социально ориентированную политику, ограничивающую интересы крупного бизнеса. ­Однако ограничить бизнес может и активная деятельность гражданского общества, и создание альтернативных экономических институтов. Например, потребкооперация. В Швеции крупнейшая сеть по продаже продуктов питания – это потребительский кооператив. Он работает не на прибыль, а на то, чтобы товары были как можно дешевле и как можно лучшего качества.

Торговые сети
Рисунок АиФ/ Андрей Дорофеев

Имеет место и плохая организация российского бизнеса – очень высоки издержки и посредничест­во. Представим, что на ферме 1 кг масла стоит 50 руб. Его везут на продажу окружными путями, потому что прямые пути кто-то заблокировал. Потом возникает посредник, который долго хранит масло на складе, потому что быстро работать не умеет. Потом появляется монополист, который всё скупает и распределяет продукцию по магазинам. Каждый из этой цепочки берёт себе прибыль. Наценка при таком количестве посредников обязательно будет высокая.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах