Ольга Крыштановская, социолог, директор исследовательского центра «Лаборатория Крыштановской»
Уже не одно столетие в России существуют только два класса - элита и народ, с их вечным антагонизмом. На Западе такое тоже было - лет 200-300 назад. А потом там прошла череда буржуазных революций, в результате которых общество поставило элиту под контроль, разбило пирамиду власти на независимые друг от друга ветви. С тех пор власть там подотчётна избирателям, её можно проверять и «прессовать». Если вдруг чиновник потратит на себя лишнюю копейку, это вызовет бурю возмущения и может разрушить карьеру. Помните, какой скандал разразился несколько лет назад в Англии, когда выяснилось, что несколько министров оплатили деньгами налогоплательщиков мелкие бытовые расходы - вроде покупки памперсов и собачьих консервов?..
Россия, где буржуазия всегда была очень хиленькой, через подобную революцию не прошла. Даже после октября 1917-го разделение на классы осталось. Конечно, по сравнению с царями генеральные секретари жили, можно сказать, в нищете. Но по сравнению со своим народом они жили в роскоши. Особый статус номенклатуры сохранился и в постсоветской России.
Когда элита пытается сама себя ограничить, вспоминается известное выражение «пчёлы против мёда». Видимо, есть понимание, что чересчур роскошествовать неприлично. Ну а кто вообще способен окорачивать чиновников, следить, чтобы они не зарывались? Это может делать или народ, или сама элита. Без политической воли сверху у нас обычно ничего не происходит. В советское время такой окорот подчинённым давал, например, Сталин. Сейчас президент Путин пытается послать тот же сигнал: не зарывайтесь! Но без гнева и презрения народного тоже не обойтись. Видя примеры нескромного поведения начальства, люди начинают ворчать. Элита, может, и хотела бы наплевать на их мнение, но, пока существуют выборы, она не может себе этого позволить. Именно выборы, в том числе мэрские, которые у нас то тут, то там пытаются отменить, - гарантия того, что чиновники будут вести себя приличнее. Это азбука демократии...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции