Примерное время чтения: 6 минут
21129

Крах нефтедоллара

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Юрий Крупнов.
Юрий Крупнов. Из личного архива

Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития.

На Госсовете по экономике 18 сентября 2014 года Владимир Путин поставил революционную задачу — организацию опережающего импортозамещения в нашей стране. Настрой госсовета задаёт огромный оптимизм для страны, хотя многие его участники даже «не въехали», что происходит. Если мы выполним эти задачи, то нас ждут хорошие перспективы! Это крах «кудринской» экономики, отказ от действующего либерального экономического курса, крах нефтедоллара. Ведь сейчас в России до 50 % отраслей живут за счёт импорта — это очень высокие показатели.

Поставленные президентом задачи революционны, поскольку они требуют другой экономической системы и другой идеологии, философии жизни нашего государства. Опережающее импортозамещение — это не только производство отечественных товаров в достаточном количестве, но и технологическое замещение. Также всё это надо сделать за один  два года, т. е. по сути декларирована двухлетка развития. Это абсолютно правильно отображает ситуацию, которая складывается у нас в экономике, в хозяйственном секторе. Понятно всем, понятно президенту, что действующее правительство организовать двухлетку развития не в состоянии. Это и есть сегодня главная проблема. Необходимо создавать штаб по организации опережающего импортозамещения за два года. Туда войдут совершенно новые фигуры с совершено другим мировоззрением.

Сейчас у нас в стране доллар определяет нашу состоятельность. Доллар мы получаем от продажи нефти и газа. Конечно, мы не можем взять и уйти от нефтедоллара, это будет развал всей системы финансовых отчетностей. По чему ударили основные санкции? Откуда возник вопрос о суверенности? Из-за технологий. Сегодня нефтяники оказались полностью зависимы от западных технологий. Нам обрубили эти технологии, перестали их поставлять. И наши нефтяники не смогут через какое-то время добывать нефть. Таким образом, мы зависим технологически. Мы чётко должны выделять сектора, где мы через несколько лет будем достигать своего технологического суверенитета.

Например, в оборонке есть вопросы со станкостроением. Надо закрывать этот вопрос, пусть через пять, через семь, через восемь лет, но мы должны видеть, как это сделать. И мы должны начать движение в эту сторону, пусть перебиваясь, интригуя с поставками из других государств, но чётко понимая, что мы сможем самостоятельно производить военные изделия. Если нам обрубят поставки станков, то мы не сможем производить даже вооружение.

Надо чётко понимать, какую способность производить мы сегодня имеем, насколько это обеспечено технологиями, где мы можем что-то, прошу прощения, и своровать с мирового рынка, где мы полностью должны выходить на свой промышленный суверенитет.

Чтобы в двухлетний период организовать импортозамещение, надо провести жёсткое разделение между двумя секторами российского хозяйства. Первый сектор, который мы не можем пока сразу ломать, это ныне действующая экономика, налоги, нефтедолларовое управление через Центробанк. Другой сектор — это новый сектор, который должен быть направлен на создание технологий, чтобы наша страна стала самодостаточной, чтобы мы смогли сами всё производить. Для него нужно создать штаб стратегического планирования. Например, им может стать Совет по промышленной политике при президенте РФ — идея, которая подана при продвижении законопроекта о промышленной политике. С учётом того, что второе чтение законопроекта о промышленной политике в ГД пройдёт 7 октября 2014 года, далее законопроект будет приниматься и обсуждаться минимум месяц, потом третье чтение, а сам закон вступит в силу через 180 дней после принятия, вряд ли стоит ждать столько времени, нужно Указом президента создавать Совет по промышленной политике. Я предложил на секции по импортозамещению Московского экономического форума обратиться от имени секции и промышленных ассоциаций к президенту с предложением срочно создать такой Совет по промышленной политике и стать во главе этого Совета, тем более, есть прецедент военно-промышленной комиссии. Вокруг этого Совета организовать штаб стратегического планирования всей реальной экономики и промышленной деятельности.

Параллельно нефтедолларовой системе расчётов надо строить другую, направленную на технологии, на реальный сектор, экономику технорубля. Например, в Советском Союзе было «три рубля», три финансовые системы, которые существовали параллельно. Первый рубль был наличкой, второй — безналичный расчёт, это взаиморасчёты предприятий, и третий рубль — это клиринговые системы, где рассчитывались поставки натуральных продуктов между предприятиями. Например, сколько зелёного горошка и «Икарусов» поставляет нам Венгрия, и сколько, соответственно, натуральных продуктов поставляем мы ей. В рамках этой клиринговой системы важно создавать мощный промышленный банк, банк промышленных инвестиций, где технорубль станет условной расчётной единицей, по примеру рубля СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) стран социалистического содружества, который существовал в 7080-е годы. Новым источником роста, о поиске которого говорил Владимир Путин 12 февраля 2014 года, по моему мнению, должен стать промышленный труд и создание новых технологий. Звучит это банально и просто, но это то, что создаст надёжную экономическую систему.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (21)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах