Максим Иванов, преподаватель истории Державинского лицея г. Петрозаводска, учитель года Карелии - 2014:
— Нашему обществу - и предприниматели, как ни странно, не исключение - вообще присущ патернализм. Мы постоянно ждём, что государство о нас позаботится, что кто-то решит за нас наши проблемы. Я себя из числа таких людей, кстати, не исключаю. Жду и надеюсь, что государство улучшит, к примеру, мои жилищные условия - я учитель, у меня двое детей, а живу я в однушке, купленной в ипотеку. И в то же время думаю: а почему, собственно, мне надо помогать, а всё ли я сам сделал для того, чтобы как-то изменить ситуацию?
Неплохо, чтобы все люди почаще задавали себе именно такой вопрос, а не сидели годами, ожидая, что о них позаботятся, и оставаясь в результате у разбитого корыта. Тем более это применимо к людям богатым, которые сейчас, в пору санкций, решили припасть к кормящей руке государства. Вот только они-то в отличие от учителей точно могут рассчитывать на господдержку.
В обществе, где все склонны просить о помощи, а помощь получают только избранные, подобное неравенство рождает вопросы. Хотя не исключаю, что кому-то из крупных промышленников действительно можно и нужно помогать. Только прежде надо разобраться: а что он теряет из-за санкций? Если просто прибыль уменьшится и человек не сможет купить себе очередной футбольный клуб, то, извините, можно и потерпеть. А вот если из-за санкций начнут закрываться производства и тысячи людей останутся без работы, то помогать, конечно, надо. Необходимо обращать внимание и на то, какие социальные или благотворительные проекты могут закрыться, и поддерживать их в первую очередь. Резюмируя, скажу: человеку, прежде чем просить о помощи, нужно подумать: а сам ты всё сделал, чтобы решить проблему? А государству, прежде чем помочь, надо определиться: мы помогаем бизнесмену в его корыстном интересе или всё-таки решаем через него большую социальную задачу?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции