Почти каждый десятый телефонный звонок в России — от мошенников, рассказывал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Если аферистам не удается поживиться накоплениями граждан (просто потому что накоплений нет), они правдами и неправдами вынуждают своих жертв взять кредит. С такими мошенниками столкнулась наша читательница Ольга. Сначала женщине начали поступать звонки с незнакомых номеров, она на них не реагировала. Но однажды все-таки сняла трубку, оказалось, что звонит ей «сотрудник уголовного розыска», который проводит проверку банка, где у Ольги открыт счет. От женщины требовалось оформить доступ в личный кабинет на сайте финансовой организации и сообщить «сотруднику уголовного розыска» пароли из смс-сообщений.
Собеседник Ольги предупредил, что за отказ в содействии полиции она будет привлечена к уголовной ответственности. Наша читательница испугалась и следуя инструкциям мошенника (а это, конечно же, был он) оформила кредит, который подписала простой электронной подписью (паролем из смс). Когда банк зачислил деньги на счет Ольги, они тут же были списаны на счет третьего лица. Через несколько часов женщина поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию, уже настоящую. Затем был суд, который встал на сторону банка, выдавшего Ольге кредит, и взыскал с нашей читательницы всю сумму долга, а еще штрафы и неустойки за просрочку платежей.
Вы спросите: а что же мошенники, которые обманули Ольгу? Найти их так и не удалось. И, судя по полицейским сводкам, так происходит практически всегда — аферисты ловко запутывают следы.
Вместе с юристом, членом Ассоциации спикеров Санкт-Петербурга Ириной Мининой мы попробовали разобраться, почему Ольга поверила злоумышленнику и как вообще не оказаться на ее месте.
Четыре простых ошибки
Очевидно, что Ольга сильно испугалась угрозы о привлечении ее к уголовной ответственности и сразу же согласилась на «сотрудничество». В таких случаях цель мошенников не дать жертве времени на подумать, психологически надавить, запугать, говорит Минина.
«Ольга не стала идентифицировать „сотрудника уголовного розыска“. Она не спросила данные звонившего, звание, не уточнила основание для проверки (номер уголовного дела), не стала перезванивать в отдел полиции, в котором якобы служил сотрудник. Она поддалась панике и перестала рационально думать», — добавляет юрист.
Не связалась наша читательница и с банком, чтобы и там уточнить про проверку (и почему она вдруг стала ее участницей).
И, наконец, самая большая ошибка Ольги в том, что она передала мошеннику конфиденциальную информацию: доступ в личный кабинет онлайн-банка и пароли из смс-сообщений.
Как спастись от мошенников?
Конечно, когда читаешь историю Ольги, думаешь: «Ну как можно было повестись на такую сказку?». Но совсем другое дело, когда сам сталкиваешься с мошенниками, которые используют психологические уловки и новые схемы обмана. Полно случаев, когда аферисты разводили даже банкиров, что уж говорить об обычных людях...
Но какими бы ловкими психологами ни были бы мошенники, никогда нельзя поддаваться панике. Даже если вам угрожают уголовным преследованием за отказ сотрудничать со следствием.
Спросите у «сотрудника полиции» его должность, фамилию, имя и отчество, номер отдела полиции, номер уголовного дела, контактный телефон.
«Когда вы начнете задавать вопросы и выяснять информацию, то вполне вероятно мошенник начнет нервничать и ошибаться. В некоторых случаях мошенники просто вешают трубку», — рассказывает Минина.
После того, как ваш собеседник продиктовал свои инициалы, рабочий телефон, номер уголовного дела и проч., вежливо попрощайтесь и найдите в интернете реальные контакты отделения и позвоните туда, попросите к телефону этого человека. Будьте уверены, сотрудника с таким именем там не будет (и даже если будет, он очень удивится, что только что рассказывал вам о расследовании и пугал уголовной ответственностью).
«И самое главное — ни в коем случае не передавайте пароли из смс третьим лицам. Смс-пароль является простой электронной подписью, в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Оформленный в личном кабинете онлайн-банка кредитный договор при введении смс-пароля признается подписанным заемщиком при условии, что между банком и заемщиком было ранее подписано соглашение о возможности использования такой подписи. А учитывая, что жертвами мошенников зачастую становятся лица, у которых уже имеются различные банковские продукты (открыт расчетный счет, оформлена кредитная карта и т. п.), то такое соглашение с банком скорее всего уже подписано.
«Именно по этой причине суд взыскал с Ольги сумму кредита — договор был подписан ею, и она сама передала мошенникам всю информацию», — говорит юрист.
Источники информации: https://tass.ru/obschestvo/10970043