Несколько недель назад начал работать новый специализированный центр «Моя карьера», цель которого – помощь пенсионерам, людям предпенсионного возраста, мамам в декрете, семьям с низким доходом, людям с инвалидностью, а также молодёжи в трудоустройстве и обучении.
Эти категории чаще остальных сталкиваются с проблемами на рынке труда и потому больше всего нуждаются в государственной поддержке. О том, как служба занятости помогает бороться с бедностью, каковы основные факторы, влияющие на материальное положение человека и его семьи, рассказала эксперт Общественной палаты Москвы, заместитель председателя Комиссии по здравоохранению, вопросам демографии и социальной политике Лилия Овчарова.
Почему женщины беднее?
Илья Титов, «АиФ»: – Лилия Николаевна, расскажите, от чего зависит материальный уровень жизни человека – от возраста, образования, опыта работы, региона проживания?..
Лилия Овчарова: – Уровень материального благосостояния человека зависит от огромного числа факторов и от степени их влияния. Зависит он даже от того, родитесь вы мальчиком или девочкой. Мужчины в среднем оказываются богаче, и не только потому, что у них выше зарплата. Во-первых, женщины живут дольше, период жизни на пенсии у них примерно на 10 лет длиннее, а у пожилого человека доходы не очень высокие.
Во-вторых, женщины чаще остаются одни с детьми, которые как минимум до 16 лет не имеют своих доходов.
Сегодня есть несколько факторов, которые влияют на уровень жизни отдельно взятого человека. Главный фактор – в какой семье он родился. Именно семья сейчас (как, впрочем, и в иные исторические периоды) в значительной степени определяет шансы человека на материальный успех.
Но если мы говорим не об уровне жизни, а только о бедности, то фактор происхождения здесь влияет намного слабее. Потому что сегодня важной миссией социальной политики любого государства является борьба с бедностью. Стоит отметить, что за последние 100 лет влияние фактора происхождения резко уменьшилось, поскольку мейнстримом социальной политики стало создание равных условий для развития, особенно когда речь идёт о детях.
Следующий по значимости фактор – это личные таланты, профессиональные навыки и компетенции человека, умение превращать их в материальное благополучие своей семьи. Здесь ключевая роль отводится образованию. Учёные всё больше говорят о важности раннего развития и необходимости образования на протяжении всей жизни.
Третий фактор – это место жительства. Уровень жизни людей, живущих в столице, в регионе или селе, очень отличается. Поэтому люди всегда переезжали в поисках лучшей жизни. Во всех странах у горожан, особенно у жителей столичных городов, средние доходы выше и возможностей для развития больше.
– Почему при обсуждении проблемы бедности чаще всего речь идёт о семье? Получается, дети – один из главных факторов бедности?
– Рождение детей в большинстве случаев приводит к снижению уровня жизни семьи. Многие страны стремятся минимизировать влияние этого фактора с помощью инструментов социально-экономической политики. Сюда относятся страховые и другие пособия при рождении детей и на период, когда женщина находится в декретном отпуске, и создание условий для занятости женщин с детьми.
– Как на уровень доходов семьи влияет её состав?
– Чем больше в семье работников в возрасте 30–45 лет с высшим образованием, тем выше доходы такой семьи. Все остальные факторы в среднем работают на снижение доходов. Важную роль в благополучии семьи играют сбережения и накопления, особенно когда речь идёт о семьях пенсионеров.
Кому нужно помогать и как?
– Какая помощь необходима семье, чтобы она не была бедной? Можно ли решить эту проблему простым повышением размера пособий и будет ли это правильно?
– Если мы решаем задачу по сокращению бедности сегодня и сейчас, то пособия – самый простой и дешёвый вариант решения этой проблемы в краткосрочной перспективе. Важная часть политики по сокращению бедности – это использование мер стратегического характера. Например, борьба с неуспешностью детей из бедных семей в школе.
Не менее важный вопрос – о том, кому и при каких условиях предоставлять пособие. Если речь идёт о Москве, то начинать нужно с семей, где есть дети. Чтобы пособие не было единственным инструментом, его нужно предоставлять на принципах взаимных обязательств семьи и государства по борьбе с бедностью. Такой механизм поддержки называют социальным контрактом: «пособие + зарплата или социально значимая деятельность». Например, неработающие трудоспособные обязательно устраиваются на работу, а низкооплачиваемые находят более высокооплачиваемую работу при поддержке со стороны государства. Если увеличение трудовых доходов не помогает преодолеть бедность, то пособие компенсирует оставшийся дефицит доходов. Второй вариант: если трудоспособные из бедных семей заняты социально значимой, но низкооплачиваемой работой, то пособие выплачивается без изменения их трудового статуса.
Московская служба занятости уже встала на путь этих радикальных изменений, поэтому такой инструмент борьбы с бедностью в нашем городе должен сработать.
– Существуют ли индивидуальные меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации семьи?
– Чем выше адресность политики борьбы с бедностью, тем выше издержки на администрирование программ: не имеет смысла тратить 100 рублей на то, чтобы назначать пособие в размере 200 рублей. Здесь всегда нужно искать эффективный баланс издержек и результатов. Технология социального контракта – это хороший механизм повышения адресности программ поддержки бедных семей.
– Что обойдётся государству дороже: повышение пособий или обеспечение работой всех нуждающихся?
– Расходы на пособие по бедности – это собственно расходы, а программы по образованию и содействию занятости – это инвестиции, которые дадут отдачу. Поэтому если учтём все отложенные эффекты, то содействие занятости и другие активные программы поддержки бедных – это более эффективные меры политики борьбы с бедностью.
– Существуют ли индивидуальные меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации семьи?
– Чем выше адресность политики борьбы с бедностью, тем выше издержки на администрирование программ: не имеет смысла тратить 100 рублей на то, чтобы назначать пособие в размере 200 рублей. Здесь всегда нужно искать эффективный баланс издержек и результатов. Технология социального контракта – это хороший механизм повышения адресности программ поддержки бедных семей.
– Что обойдётся государству дороже: повышение пособий или обеспечение работой всех нуждающихся?
– Если за год-два мы хотим быстро сократить бедность и нас мало волнует, что будет через 5-6 лет, то пособия – самый дешевый вариант решения этой проблемы. Но расходы на пособие по бедности – это чисто расходы, а программы по образованию и содействию занятости – это инвестиции, которые дадут отдачу. Поэтому если учтем все отложенные эффекты, то содействие занятости и другие активные программы поддержки бедных – это более эффективные меры политики борьбы с бедностью.
– Возможно ли обеспечить работой или подработкой многодетных матерей, у которых и без того дома очень много дел? Какие варианты им можно предложить?
– Я считаю, что наша страна может себе позволить политику, когда каждому ребенку (в семье с тремя и более детьми) государство гарантирует потребление на уровне прожиточного минимума. При условии, что один из родителей не работает.
Если речь идет о более высоком уровне жизни и том, что многодетные мамы хотят сохранять экономическую активность, то здесь можно предложить следующее – неполную и дистанционную занятость в любых отраслях экономики, расширение рынка платных услуг по уходу за детьми и пожилыми (с ограничениями по автономному проживанию). Здесь опять речь идет об изменении миссии службы занятости, для которой эта группа женщин должна стать целевой.
– Какие меры по повышению доходов, кроме пособий, можно предложить семье, в которой растёт ребёнок с инвалидностью?
– Если говорим именно о доходах, а не о других проблемах таких семей, то здесь меры политики похожи на поддержку многодетных семей. Родители детей с инвалидностью обладают высокими компетенциями по уходу за лицами с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном уходе. Если, согласно национальному проекту «Демография», мы создадим и будем финансировать современную систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, то для таких семей откроются новые рынки труда, включая дистанционную занятость по сопровождению.
– Какое место в программе по борьбе с бедностью занимают меры содействия занятости?
– Согласно нашим исследованиям, половина бедных семей, среди которых преобладают семьи с детьми, это семьи, в которых есть неработающие или частично занятые трудоспособные. В Москве, где нет дефицита рабочих мест, меры содействия занятости должны стать основой программы по борьбе с бедностью. Участниками программы на добровольной основе должны стать мотивированные семьи, которые желают улучшить собственную жизнь и готовы прилагать для этого необходимые усилия. При этом подчеркну, служба занятости должна работать со всей семьей, чтобы понимать комплекс барьеров, не позволяющий неработающим найти работу. Исследования также свидетельствуют о том, что важными барьерами для трудоустройства неработающих из малообеспеченных семей также являются дефицит профессиональных знаний, особенно в части новых профессий и компетенций, и невозможность сочетать занятость и уход за детьми. Поэтому в пакет поддержки, предоставляемой участникам такой программы, должно входить, во-первых, обучение, повышение квалификации, переобучение, предоставляемое бесплатно с выплатой стипендии. Во- вторых, предоставление места в детском саду раньше московского стандарта при условии выхода на работу, включая первоочередное устройство детей в группу кратковременного пребывания на период обучения родителей. Одним из барьеров занятости также является необходимость постоянного ухода за членами семьи, имеющими серьезные ограничения по здоровью. Для них необходимо предоставление места в стационарном учреждении дневного пребывания или услуг по социальному патронажу.