Если заемщик перестал обслуживать полученный ранее кредит, то первое время банки будут пытаться самостоятельно взыскать долги, а позже передают их коллекторам. Что в таком случае делать должнику, aif.ru рассказал ипотечный брокер Дмитрий Ракута.
«Лучше все же не доводить дело до передачи долга коллекторам, — говорит эксперт. — Банк заинтересован в сохранении клиента, поэтому при ухудшении финансового положения заемщику не стоит прятаться, игнорировать звонки. Нужно встречаться, объяснять сложившуюся ситуацию и пытаться договориться. Сейчас банки часто идут навстречу таким клиентам, могут предложить провести реструктуризацию задолженности или предоставить кредитные каникулы».
Даже после того, как заемщик перестал обслуживать долг, банки еще в течение 90 дней пытаются урегулировать возникшую проблему, и только по истечении этого срока, не добившись результата, передают долг коллекторам. Но и в этом случае жизнь для заемщика не заканчивается, это не приговор.
Первым делом нужно внимательно изучить уведомление о передаче долга коллектору, которое банк-кредитор обязан предоставить, — размер непогашенного кредита должен остаться без изменений.
Далее нужно убедиться, что агентство работает официально. Для этого достаточно изучить реестр профессиональных коллекторских организаций на сайте федеральной службы судебных приставов. Если указанная в уведомлении компания там присутствует, значит, все в порядке. Тогда есть смысл наладить диалог.
«С коллектором также нужно поддерживать связь, — говорит эксперт. — Объяснив ситуацию, с ними вполне можно договориться о каких-то послаблениях, например, рассрочке».
Добросовестный должник вполне может рассчитывать на скидки, на новый щадящий график погашения, на юридическую помощь при продаже какого-то имущества и прочие меры, облегчающие жизнь заемщика.
При этом права должника защищает закон. Коллекторы не могут звонить ему чаще, чем раз в день и два раза в неделю, личные визиты ограничены одним разом в неделю, письменные сообщения должны отправляться не чаще двух раз в день и четырех раз в неделю. Причем любые контакты могут совершаться с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные.
«Деятельность коллекторов строго регламентирована, — напоминает Ракута. — И если они применяют противозаконные методы, то должник может обратиться с жалобой в службу защиты прав потребителей финансовых услуг при Банке России, а при необходимости — и в правоохранительные органы».
К коллекторам попадают просроченные потребительские кредиты, микрозаймы, а вот оформившим ипотеку это не грозит.
«Ипотека — это отличное от потребительских кредитов направление кредитования, — указал эксперт. — Здесь заём обеспечен вполне ликвидным залогом в виде объекта недвижимости, поэтому даже просроченные договоры коллекторам не передают. Если ипотечный заемщик не обслуживает долг, то банки обращаются в суд, через юристов принудительно реализуют залог и полученные деньги направляют на погашение задолженности».
Ранее завкафедрой Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов рассказал aif.ru об уступках, которые может сделать банк проблемному заемщику.