Почему в России дорожает еда?
Премьер-министр Михаил Мишустин следом за президентом Владимиром Путиным обратил внимание на дорожающее продовольствие. Глава правительства раскритиковал министерства: ведомства недооценили риски роста цен на еду и упустили ситуацию. Напомним, с января по ноябрь официальная инфляция уже превысила годовой прогноз правительства: 4,42% против 3,8%. В ноябре инфляция ускорилась до 5,76% в годовом выражении. А потребительские цены на плодоовощную продукцию подскочили на 12,39%.
«Министрам сельского хозяйства, экономического развития, промышленности и торговли поручаю проконтролировать ситуацию с ценами на продукты в рознице, о которых говорил президент. И проработать этот вопрос с крупнейшими торговыми сетями», — поручил Мишустин.
Федеральная антимонопольная служба должна будет ежедневно отслеживать динамику цен на продовольствие. Кроме того, премьер-министр призвал производителей и продавцов «не наживаться на людях».
Почему же цены на еду в нашей стране выросли так сильно? АиФ.ru спросил у руководителя отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаила Когана:
«Причины роста цен на отдельные продукты питания обозначил президент Владимир Путин в ходе заседания с правительством: рост мировых цен и возможности по экспорту выращиваемой в стране продукции. От этого происходит обозначенный им и диктуемый экономическими законами „подгон цен“ с той лишь разницей, что внутренние цены должны быть ниже на уровень издержек на хранение и транспортировку.
Ситуация усугубляется и ослаблением рубля, продолжающимся с начала года. Это лишь увеличило разницу между мировыми ценами и ценами на внутреннем рынке.
Почему растут мировые цены? Отчасти это связано с пандемией COVID-19, которая, с одной стороны, могла повлиять на цепочки поставок, с другой — сказаться на урожае вследствие нарушения технологических процессов в период карантина.
Проблемы возникли, в частности, с подсолнечником, что отразилось ростом цен на подсолнечное масло на 25,9%.
Взрывной рост цен на сахар — 72,7% — отголоски предыдущих лет, когда они снижались, что привело к сокращению посевных площадей. Похожая ситуация и с гречихой, что наложилось на ажиотажный спрос в период „первой волны“, хотя в ФАС также инициировали проверки с оценкой возможного сговора поставщиков.
Иными словами, совпало сразу несколько факторов, что в условиях „второй волны“ и падения реальных доходов населения способствовало росту недовольства населения и не могло не попасть в повестку дня правительства и президента.
Обсуждаемые сейчас меры по квотированию/введению экспортных пошлин — имеющиеся в распоряжении властей инструменты для стабилизации ситуации. Хотя в силу специфики российской экономики к этому можно было бы добавить еще и диалог с руководителями агрохолдингов, которых могут попросить соблюсти баланс между содействием властям в значимой для них сфере и максимизацией прибыли, которая будет необходима для дальнейших инвестиций в отрасль, выступающую одним из локомотивов роста экономики.
По некоторым позициям ситуацию может выправить сам рынок через наращивание производства. В этом случае за счет высокой базы этого года в следующем году можно будет ожидать резкого замедления роста цен или даже негативную динамику по той же гречихе.
В краткосрочной перспективе принести плоды могут и квотирование/введение пошлин. Но нужно учитывать, что Россия стала значимым игроком на мировом продовольственном рынке. Ранее в Российском зерновом союзе отметили, что вмешательство государства может не возыметь эффект, поскольку мировой рынок испугается ограничения поставок из России и это станет дополнительным поводом для взвинчивания цен».