Давно канули в лету времена, когда в дырочку на турникете в столичном метро нужно было бросить монетку или жетончик. Всё больше пассажиров предпочитают оплачивать проезд проще и быстрее — бесконтактно.
Пройти коснувшись
Россия стала европейским лидером по количеству операций с использованием цифровых кошельков и мировым — по объёму защищённых транзакций. За 3 года объём рынка бесконтактных платежей вырос вдвое.
Есть исследования, результаты которых зафиксировали новый рекорд: обороты и количество бесконтактных операций с октября 2018 по октябрь 2019 г. увеличились в 2 раза. Сколь стремительно такие платежи вытесняют все остальные, москвичи могли проследить на собственном опыте поездок в метро.
Появление «Тройки» несколько лет назад казалось маленькой революцией. Лёгкое и произвольное пополнение, сохранение средств на карте в течение 5 лет после внесения, понятные тарифы — все эти удобства были настолько притягательными, что многие быстро сделали выбор в пользу новой карты, забыв о единых проездных. По данным Департамента транспорта Москвы, внедрение «Тройки» сократило очереди к кассам на треть.
Затем появились кольца «Тройка», браслеты и брелоки. А в начале этого года нам сообщили, что скоро в продажу поступят ещё и наручные часы, совмещённые с этой картой, — ими тоже можно будет оплачивать проезд. Механизмы для этого в метрополитене уже готовы и предварительно протестированы на практическую пригодность.
Однако аналитики рынка платежей в своих исследованиях отмечают, что при высоком росте бесконтактных оплат в России (4,4 раза за год, по данным ЦБ, обнародованным в 2019 г.) такие гаджеты в отличие от карт остаются скорее любопытными игрушками, чем рабочим платёжным инструментом. В ходе опросов только 2% участников отвечали, что используют эти девайсы, однако никто не назвал их основным платёжным средством. Тем не менее Россия входит в пятёрку стран, где совершается больше всего покупок при помощи носимых устройств.
Через турникет с наклейкой
Наблюдается рост платежей и через новые электронные сервисы, которые становятся всё более разнообразными. Метро в этом смысле не исключение. И тем не менее основным бесконтактным платёжным инструментом у наших граждан по-прежнему остаётся пластик.
При этом, по данным независимых исследований, количество людей, оплачивающих с карт услуги ЖКХ, мобильную связь и покупки в интернете, в 2019 г. не увеличилось по сравнению с 2018-м — в то время как количество тех, кто платит онлайн за проезд в транспорте, выросло.
Пластик в метро сегодня разнообразен, что даёт пассажирам возможность выбора. Помимо «Тройки» там действуют социальные карты москвича, учащегося и студента. Они для столичных льготников безальтернативный, поскольку самый выгодный, вариант прохода в метрополитен.
Те же, кто льгот не имеет, оценили возможность оплачивать проезд банковской картой, не обращаясь в кассу за билетом. С марта прошлого года на всех станциях Московского метрополитена имеется по одному или двум турникетам, к которым можно приложить карту (если та поддерживает функцию бесконтактных платежей) и пройти. А оплата автоматически спишется с карты. Такие турникеты легко узнать по наклейкам — чаще всего это крайние и самые широкие, которые используются в том числе для прохождения пассажиров с детьми или багажом.
Национальная платёжная система «Мир» со своей стороны подтверждает рост интереса пассажиров к бесконтактной оплате проезда. По её статистике, каждый месяц национальными платёжными картами в московском метро оплачивают несколько сот тысяч поездок.
А за 12 месяцев 2019 г. количество ежедневных оплат картами «Мир» на турникетах в столичном метро и на МЦК выросло в среднем в 100 раз. Этому способствовала акция, начатая в прошлом году.
«Оплата в одно касание — это удобно и технологично. А если речь идёт о национальной платёжной карте, то ещё и выгодно, — поясняет директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов платёжной системы „Мир“ Мария Точилова. — Поэтому, по нашим оценкам, доля оплат национальными платёжными картами среди всех оплат банковским пластиком на турникетах метро Москвы выросла в 2019 г. с августа по декабрь включительно в 20 раз — с 2,5 до 50%».
Если к окошку одного из боковых турникетов на станции приложили карту «Мир» любого банка, с неё, как и с других карт, тут же спишется полная стоимость поездки. Однако через несколько минут 10 руб. вернутся обратно.
«Сервис бесконтактной оплаты проезда позволяет москвичам и гостям столицы значительно экономить время. Он работает менее года, а суточный показатель уже превысил 200 тыс. человек в день. Данный способ уже стал ежедневным и более удобным инструментом оплаты проезда для сотен тысяч пассажиров», — отмечает вице-президент ВТБ Алексей Киричек.
Этот банк обеспечивает технологическую возможность приёма и обработки платежей банковскими картами в столичном метрополитене. И, по его статистике, всё больше людей отдают предпочтение оплате проезда на турникетах.
Расплатись лицом
В сентябре 2019-го в метрополитене стартовал пилотный проект, тестирующий совсем уже бесконтактную оплату, когда к турникету не надо прикладывать вообще ничего — ни телефон, ни карту. Расплатиться можно... лицом. Для этого нужно установить на телефон соответствующее приложение, пройти регистрацию, сделать селфи и ввести данные карты, с которой будут списываться деньги.
А потом, при проходе в метро, пассажир встаёт на чёрный круг возле турникета и смотрит в установленную рядом камеру. Она распознаёт его лицо, даже если он в шапке или очках, и «даёт добро» на списание средств с его карты. И турникет пропускает идентифицированного пассажира.
Камеры, имеющие систему распознавания лиц, заработали на нескольких станциях метро. Туда и направляют людей из фокус-групп, которые решили стать участниками тестирования. Главное, что должно быть установлено в ходе него, как сообщили в Департаменте транспорта Москвы, — сможет ли система распознавать лица и списывать деньги менее чем за секунду, чтобы не создавать столпотворения у турникетов. Кстати, примерно столько занимает сейчас оплата с помощью «Тройки», «Мобильного билета» и банковских карт.
Если пилотный проект пройдёт успешно, то, по оценке департамента, уже к концу нынешнего года возможно внедрение этой системы по всему метрополитену.
А как будет с чаевыми?
Скоро можно будет бесконтактно не только оплачивать проезд в транспорте, но и давать чаевые официантам.
Сейчас 70% посетителей ресторанов и кафе расплачиваются за обеды-ужины банковскими картами, и при этом далеко не все находят купюры, чтобы оставить чаевые. По отношению к официантам это несправедливо, ведь значительную часть их дохода составляют именно чаевые. И вот недавно Национальная система платёжных карт сообщила, что в будущем в России может появиться сервис, который позволит оставлять деньги официантам через Систему быстрых платежей с помощью QR-кода.
Как это будет происходить, пока трудно сказать — есть множество самых разнообразных идей на сей счёт. Разработчикам предстоит выбрать из них наиболее удобную для будущих пользователей.