Примерное время чтения: 7 минут
2928

Пир за весь мир. За какими покупками надо идти в магазины прямо сейчас

Полки российских магазинов полны как отечественными, так и зарубежными товарами, несмотря на массовый уход западных брендов. По какой цене и какого качества они доступны россиянам, в интервью aif.ru рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Сергей Болотов, aif.ru: — Игорь Евгеньевич, бытует мнение, что товары в наших магазинах сплошь импортные, и с ростом курса валют все немедленно дорожает. Так ли это?

Игорь Караваев: — На самом деле доля отечественных товаров в ассортименте продовольственных сетей достигает 90%. Оставшиеся 10% импорта — это фрукты, кофе, чай, специи и некоторые виды алкогольной продукции.

В непродовольственной торговле доля импорта больше, она варьируется от 15% до 70% в зависимости от категории. Больше всего зависят от импортных поставок такие секторы, как косметика и парфюмерия, обувь, бытовая электроники, спорттовары, а также подгузники и кухонная утварь.

— И вот они-то дорожают?

— Тренда на подорожание товаров из-за снижения курса рубля нет. В крупной сетевой торговле ситуация и с товарами, и с ценами стабильная, в том числе в сегменте бытовой техники. Цены на отдельные виды и марки бытовой техники могут корректироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от доступности конкретных моделей и проходящих промо-акций.

В целом торговые сети ориентируются на покупательную способность населения и предлагают разные возможности для совершения выгодной покупки на любой кошелек, в том числе с помощью рассрочки, кешбэков и скидок. Дальше ситуация с ценами будет зависеть от курса рубля.

— Осталось ли из чего выбирать в магазинах?

— Несмотря на то, что в прошлом году с полок ушло порядка 14 000 товарных позиций зарубежных производителей, торговые сети восполнили их в рамках параллельного импорта и за счет появления новых брендов — как российских, так и из дружественных стран — из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии.

Также стоит отметить рост спроса на товары под собственными торговыми марками: примерно каждый пятый продаваемый в крупной торговой сети товар — это собственный бренд розничной сети.

Товары под СТМ отличаются высоким качеством, за их производством следят сами торговые сети. При этом СТМ дешевле брендовых аналогов как минимум на 10% за счет экономии расходов на продвижение. Возьмем для примера бытовую технику и электронные устройства: они выпускаются на мощностях партнерских заводов, в том числе в России и Беларуси, а также в Турции и Китае, по тем же стандартам, которые действуют для производства известных брендов.

О том, что покупатели оценили соотношение качества и цены СТМ-изделий и довольны им, говорит растущий спрос. Продажи бытовой техники собственных марок в 2022 году выросли более чем в два раза в натуральном и в денежном выражении. 

— Скоро лето, ждете ли вы подорожания кондиционеров и вентиляторов?

— В апреле начался сезонный рост спроса на климатическую технику, но существенного роста цен не наблюдается. Все потому, что в периоды повышенного спроса торговые сети предлагают промо-акции и скидки.

Торговые сети-члены АКОРТ фиксируют рост продаж кондиционеров и вентиляторов на 20-25%. Теми же темпами растет спрос на услуги установки кондиционеров. Высоким спросом пользуются товары китайских брендов Haier и Hisense, тайской Rapid, узбекской марки Artel, турецкой Grundig. Это качественные и проверенные временем бренды. Продукция собственных торговых марок также востребована.

— Что происходит на рынке спорттоваров?

— Санкции усилили стимул к росту отечественного производства, но пока объемы изготовления спортивной обуви и одежды небольшие, при этом материалы и фурнитура все равно импортные. А вот доля импорта по-прежнему велика. Например, лишь около 40% продаваемого в рознице спортивного инвентаря выпускается в России.

Дефицита спортивных товаров при этом нет — российские компании развивают производство и наращивают поставки из дружественных стран. Спорттовары — перспективная растущая категория, после ухода западных игроков рынка у нее большой потенциал для отечественных производителей.

— Люди в новых условиях экономят или, наоборот, покупают?

— Год был турбулентным для торговли. В феврале-марте 2022 года случился скачок спроса на продукты длительного хранения и бытовую технику. Затем покупатели перешли на бережливое потребление, и до конца года спрос оставался умеренным.

Лучше всего ситуация обстояла в продовольственной торговле — совокупная выручка десяти крупнейших торговых сетей увеличилась за прошлый год, по экспертным оценкам, примерно на 20%. Также положительная динамика продаж была в секторе детских товаров, а также стройматериалов и товаров для дома. А вот продажи одежды, обуви и бытовой техники снизились в среднем на 10-15% — на это повлиял спад потребительской активности.

Сейчас мы видим восстановление спроса на непродовольственные товары, есть основания ожидать роста продаж в этих категориях по итогам года.

— СМИ сообщали о выходе на российский рынок дешевых китайских и отечественных брендов, от бытовой техники до товаров для дома. Не жалуются ли покупатели на качество?

— Китай уже много лет производит широкую линейку товаров для развитых стран, так что китайские товары и низкое качество — уже давно не синонимы. Санкции дали толчок к развитию производства качественной одежды, обуви, техники и товаров для дома и внутри России. К примеру, подавляющее большинство товаров шведского ритейлера ИКЕА на самом деле производилось в России, а не в Швеции.

По итогам прошлого года общее количество жалоб потребителей на магазины снизилось на 25%, при этом на 70% выросло число положительных отзывов и благодарностей. Это говорит о том, что покупатели довольны качеством и товаров, и сервиса в российских магазинах.

— Часто говорят, что покупатели переходят в онлайн-магазины и маркетплейсы. Даже одежду в будущем можно будет «примерить» на своего цифрового двойника. Вымрет ли такое явление как большие ТЦ с сетевыми магазинами?

— Онлайн-торговля действительно бурно растет, но ее доля в общем объеме продаж товаров пока небольшая — чуть менее 12%. Классические магазины и торговые центры никуда не денутся как минимум еще несколько десятков лет. Офлайн-розница будет трансформироваться, предлагать покупателям различные удобные сервисы.

Уже сейчас человек может прийти в магазин за покупками, а также сдать на утилизацию пластик или батарейки, принять участие в благотворительной акции, получить консультацию диетолога или стилиста, попробовать новые продукты на дегустации. Есть категории, в которых потребителю важно увидеть товар вживую, поговорить с консультантом — это мебель, бытовая техника, материалы для ремонта, одежда и умные устройства.

Торговые центры уже давно перестали быть только местом совершения покупок. Люди ходят туда, чтобы отдохнуть, развлечься, встретиться с друзьями. Поэтому сервисная и развлекательная составляющая ТЦ будет усиливаться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах