К приостановке операций по банковскому счету может привести подозрительная транзакция, например, слишком крупный перевод или снятие большой суммы наличных. О том, в каких еще случаях банк может ограничить операции, aif.ru рассказала доцент кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Исаева.
Как ранее сообщили «КоммерсантЪ» в системном интеграторе «Информзащита», по итогам первого квартала 2025 года количество жалоб на ограничения по переводу денежных средств выросло на 30%. Клиенты жалуются на блокировку переводов с новых мобильных устройств, а некоторые банки ограничивают не только транзакции, но и доступ к личному кабинету и счетам клиентов.
Подозрительные операции
«Если по счету клиента проводится подозрительная операция, банк может запросить дополнительные сведения о ней у клиента, — объясняет Исаева. — Если этого не сделать, операции по счету могут быть приостановлены».
К мошенническим или подозрительным операциям банки относят переводы на счета, против владельцев которых ранее были возбуждены уголовные дела, уточняет эксперт. К ограничениям может привести и не характерная для клиента телефонная активность, рост числа смс-сообщений с новых номеров. Кроме того, банки обращают внимание на сумму и периодичность переводов, время и место совершения сделки. В этом случае операцию могут попросить подтвердить по горячей линии, при этом банковский работник не станет запрашивать у клиента коды из смс и другую персональную информацию.
Неуплата налогов
К временной блокировке счета может привести и неуплата налогов. Как только все штрафы, пени и налоги будут погашены, банк снимет ограничения по счету, продолжает Исаева. Отменить решение о приостановке операций налоговая инспекция должна за несколько дней, после этого банк откроет полный доступ к счету.
Содействие терроризму
«Заблокировать счет банк может по закону о противодействии отмыванию доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, — добавляет Исаева. — Банки на регулярной основе проверяют перечень лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, и незамедлительно блокируют все операции по счетам этих компаний и лиц».
Если банк отказал в проведении операции и сообщил клиенту о причинах таких ограничений, решение банка можно оспорить. Для этого в банк нужно написать заявление об отсутствии оснований для отказа и приложить документы, которые подтверждают целесообразность операции, говорит Исаева. Например, договор купли-продажи или описание своей бизнес-модели. В этом случае банк может пересмотреть решение и сообщить в Росфинмониторинг, что клиент подтвердил экономический смысл операции. В противном случае нужно обращаться в межведомственную комиссию при Банке России. К заявлению нужно приложить ответ банка и все документы, которые клиент ему отправлял. Комиссия рассматривает обращения в течение 20 рабочих дней.