В прошлом году злоумышленники обманули россиян на 13,5 миллиардов рублей, следует из данных Центробанка РФ. Объем и число мошеннических операций растет год от года: в 2021 году они увеличились на треть. При этом жертвам аферистов крайне редко удается вернуть похищенные деньги — банки компенсировали лишь 920,5 миллионов рублей (это меньше 7% от суммы хищений).
Большая часть преступлений совершается с использованием социальной инженерии — аферисты под разными предлогами убеждают граждан перевести деньги на «безопасный» счет/назвать CVC-код/дать доступ к мобильному банку/установить приложение с удаленным доступом... По сути граждане сами отдают мошенникам деньги, и в таком случае банки вправе не возвращать похищенное. Так что, чтобы остаться при своем, с аферистами в идеале не стоит общаться. Как их сразу вычислить и что отвечать, aif.ru спросил у экспертов.
Если звонят «силовики»
Если раньше мошенники поголовно представлялись сотрудниками службы безопасности банков, то последние пару лет они переоделись в следователей, полицейских, работников Центрального банка и т. п. Как оказалось, граждане куда как охотнее верят таким звонкам.
«Вам звонят с незнакомого номера и начинают задавать вопросы, и вы начинаете на них отвечать, как школьник, не задумываясь о том, что это могут оказаться мошенники. Почему так происходит? Потому что вам звонят с позиции сверху, иными словами, с „позиции родителя“. А вы автоматически попадаете в позицию снизу, то есть в „детскую позицию“.
В таком положении трудно критически мыслить, чем и пользуются мошенники, которые часто начинают вас пугать, говоря „у вас пытаются украсть деньги“, „мы вам звоним из полиции“ и т. д. Здесь еще подключается страх и все, вами можно манипулировать», — поясняет психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова.
В свою очередь, адвокат Антон Газалов добавляет, что представители МВД или Следственного комитета, а также ФСБ России, Росгвардии и т. п., никогда:
- не потребуют по телефону (или в ходе личной беседы) перевести куда-либо деньги якобы для содействия следствию;
- не будут сообщать о необходимости защиты личных средств таким образом: «С вашего счета попытались снять деньги, ведется следствие. Но для доступа к финансам вы должны назвать пин-код или кодовое слово».
«Кроме того, сотрудники правоохранительных органов не могут предлагать человеку по телефону явиться в какое-либо место. Некоторые реальные сотрудники органов этим грешат, но собеседник имеет полное право отказать в удовлетворении этой просьбы и потребовать официальную повестку — единственный законный инструмент вызова граждан в ходе доследственной проверки или предварительного следствия», — поясняет Газалов.
Кто бы вам и с каким вопросом ни позвонил, слушайте внимательно, вникайте в сказанное и не поддавайтесь эмоциям. Любой звонок от неизвестных — это повод задавать вопросы, а не отвечать. Как только вы начинаете спрашивать, то вы начинаете контролировать разговор, и вами уже гораздо труднее будет манипулировать, подчеркивает психолог.
Если звонят из «банка»
Допустим, вам сообщили о попытке мошенников обчистить ваш счет и даже не попросили перевести деньги на некий безопасный счет или назвать конфиденциальную информацию. И вроде бы собеседник уверенно называл вас по имени-отчеству и звонил с официального телефона банка, но это не повод терять бдительность. Вполне может оказаться, что мошенники работают вдолгую и втираются в доверенность, чтобы потом поживиться вашими деньгами чуть позже.
Газалов рекомендует проверять номера, с которых вам звонили из «банка». «В арсенале мошенников имеются программы подмены номеров. Это когда вместо одного набора цифр у абонента высвечивается другой. Обычно тот, который мошенники вбили вручную, подсмотрев на официальных сайтах банков или госорганов (если была цель представиться их сотрудниками). Не вступайте в диалог с собеседником, пока не проверите реальность номера. Либо уточните у него личные данные и для проверки позвоните в ту структуру, чьим сотрудником он представился. Только затем отвечайте на вопросы», — говорит эксперт.
Когда в ход идут «железные аргументы»
По интернету гуляют самые разные базы данных — от сервисов заказов еды до кредитов в крупном банке. Ими вовсю пользуются мошенники (в том числе и для того, чтобы вычислить жертву с внушительными накоплениями) и в качестве подтверждения, что являются теми, за кого себя выдают, присылают документы. Это и скан-копии, и фотографии из тех самых баз данных.
«Не реагируйте на документы со своими личными данными, пока не проверите все вышеизложенное», — советует адвокат.
Позвоните на работу «следователя»
Еще один способ вывести афериста на чистую воду — сообщить о планах позвонить ему на работу. Мошенник начнет убеждать вас не делать этого и пугать «разглашением важных сведений, за что придется отвечать перед законом». Как рассказал aif.ru Газалов, такие заявления беспочвенны и нацелены исключительно на устрашение.
Какие фразы должны насторожить?
Это любые запугивания, когда вас пытаются вывести из состояния равновесия. Сюда относятся сообщения о попытках мошенников взять на вас кредит или похитить ваши деньги.
Радостные сообщения о вашем выигрыше или услуге то же самое, цель — сбить вас с толку.
«Далее, это просьбы продиктовать личные данные, такие как пин-код карты, например — такая информация нужна только мошенникам, что бы ни произошло с вашей картой, это важно помнить. Вы же не будете отдавать ключи от вашей квартиры незнакомому прохожему, который вас об этом попросит», — отмечает Масолова.
И наконец попытки вас поторопить тоже должны насторожить: мошенники специально подгоняют вас, не давая вам время на обдумывание.