Могут ли мошенники настроить автоплатеж по чужой карте?
С января по декабрь прошлого года мошенники украли у россиян почти 150 миллиардов рублей, говорится в исследовании Brand Monitor на основе данных ВЦИОМ, на которое ссылается ТАСС. Средний размер ущерба от телефонных аферистов эксперты оценивают в 27-50 тысяч рублей.
Могут ли аферисты обкрадывать своих жертв без звонков, например, подключив к чужой карте автоплатеж? Этот вопрос АиФ.ru задал эксперту проекта Минфина России по финансовой грамотности Игорю Григорьянцу:
«Сегодня чуть ли не каждый банк предлагает клиентам автоплатеж по тем или иным услугам. Чаще всего люди настраивают автоплатежи для оплаты жилищно-коммунальных услуг, мобильного телефона, интернета, кабельного телевидения и проч. Автоплатеж удобен тем, что человеку не приходится постоянно выполнять одну и ту же процедуру оплаты услуг. Достаточно один раз настроить параметры платежа в своем личном кабинете интернет-банка — реквизиты платежа, сумму, периодичность платежа, — и созданный таким образом шаблон выполняет свою работу систематически, через определенные промежутки времени проводя соответствующие платежи. Также система интернет-банка предварительно оповещает владельца карты о предстоящем списании денежных средств в пользу определенного поставщика услуг (конечно, если такая услуга подключена). В день списания также происходит соответствующее оповещение.
Эта функция привлекла и внимание мошенников. При этом алгоритм их действий не отличается сложностью. На первом этапе достаточно узнать номер вашего мобильного телефона. Сделать это сейчас достаточно просто. Для этого есть несколько способов.
Вариант 1. Вам приходит СМС-сообщение или сообщение в мессенджер с каким-либо интересным предложением. И далее в тексте сообщения указана ссылка, по которой предлагается перейти, чтобы узнать подробнее. При переходе по ссылке на ваш телефон может быть загружена программа-шпион, которая передаст мошенникам все необходимые сведения.
Вариант 2. Мошенники могут создать сайт-однодневку с заманчивым предложением что-либо приобрести по сниженной цене. При этом необходимо на этом сайте зарегистрироваться и, конечно же, указать свой номер телефона.
Вариант 3. Мошенники начинают общаться с вами в социальных сетях от имени либо общих знакомых, либо просто обратившихся с интересным предложением, но также для развития диалога возникнет необходимость указать номер телефона.
Далее злоумышленники делают запрос на списание средств посредством запроса на короткий номер кредитной организации и указывают количество платежей.
При автоплатеже со счета мобильного телефона пополнение баланса происходит в том случае, когда средства на нем приближаются к нулю. Мошенники искусственно занижают баланс, добиваясь списания денежных средств с карты. При этом сами суммы, которые снимаются с банковской карты, не очень большие, и владельцы не всегда сразу замечают пропажу. Так может продолжаться несколько месяцев, пока наконец владелец карты не заинтересуется достаточно частыми списаниями денежных средств.
Для того чтобы обезопасить себя от действий мошенников, в первую очередь подумайте, действительно ли вам необходим автоплатеж.
Если же вы все-таки пришли к мнению, что подобная услуга вам необходима, внимательно изучите все правила ее предоставления и обязательно контролируйте расход ваших средств, отслеживая все списания со счета! При смене номера телефона обязательно отключите старый номер в мобильном банке.
Никогда не подключайте автоплатежи по просьбе третьих лиц, не переходите по каким-либо ссылкам в СМС-сообщениях и в сообщениях в мессенджерах, а все подозрительные сообщения удаляйте из телефона сразу. Никогда не регистрируйтесь на сомнительных сайтах.
И если вы все же подключили услугу автоплатежа, то заранее поинтересуйтесь возможностью ее быстрого отключения в экстренных случаях».